Областное правительство планирует в 2009 году сохранить объем поступлений собственных доходов в консолидированный бюджет региона на уровне прошлого года, несмотря на падение объемов промышленного производства.
Об этом заявил на позавчерашней пресс-конференции министр финансов Станислав Миронов. Восполнить потери предполагается за счет роста доходов муниципальных образований. В первом полугодии текущего года задачу практически удалось выполнить - поступления в консолидированный бюджет составили почти 100 процентов от уровня аналогичного периода прошлого года. Второе полугодие будет сложнее.
СИЛЬНО ПОСТРАДАВШИЕ
По данным Минэкономразвития РФ, Астраханская область вошла в число 13 регионов России, наиболее пострадавших от кризиса. Так, падение объемов промышленного производства за январь-июнь 2009 года составило 19 процентов к уровню I полугодия 2008 года. Сократилась добыча энергетических полезных ископаемых, а экспорт серы, которую производит ООО "Газпром добыча Астрахань" и цены на которую в прошлом году взлетали на немыслимую высоту, просто рухнул. В этих условиях в начале года поступления собственных налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет области резко снизились (например, в январе они составили одну треть от поступлений января 2008 года), и губернатор поставил перед региональным правительством задачу сохранить в наступившем году объемы поступлений на уровне прошлого года. Как сообщил СМИ министр финансов области Станислав Миронов, к концу первого полугодия отставание практически удалось ликвидировать: поступления собственных доходов в бюджет составили 7,7 млрд. рублей, или 99,4% к уровню аналогичного периода прошлого года.
ЗАРПЛАТЫ - ПО-БЕЛОМУ
В структуре собственных доходов налоговые платежи составляют 93-95 процентов поступлений (остальное - доходы от продажи областного и муниципального имущества, арендная плата и т. д.). Они формируются за счет четырех налогов: на прибыль, на доходы физических лиц (НДФЛ), налога на имущество физических лиц и организаций и земельного налога, причем НДФЛ и налог на прибыль, по словам С. Миронова, составляют до 70% в структуре налоговых доходов. Но в этом году в связи с сокращением объемов производства сальдированная прибыль, полученная региональными предприятиями и организациями, сократилась почти в пять раз. Да еще в январе области пришлось вернуть ООО "Газпром добыча Астрахань" из бюджета более 1 млрд. рублей налога на прибыль: из-за изменившегося в конце прошлого года законодательства эти деньги оказались переплатой. В создавшихся условиях осталось "нажимать" на другие налоги, в первую очередь на НДФЛ. Как сказал министр финансов, применяются методы администрирования как со стороны областных структур (министерства, агентства, службы), курирующих состояние дел с зарплатой на крупных и средних предприятиях, так и со стороны администраций муниципальных образований (городов и районов области), работающих с малыми предприятиями. И хотя показатели здесь оставляют желать лучшего (так, муниципальные образования к 1 июля смогли обеспечить только 80% поступлений от установленных заданий), в целом удалось добиться приемлемого результата. По данным финансового ведомства региона, за 5 месяцев текущего года начисления НДФЛ в расчете на одного занятого в нашей экономике составили 5840 рублей, это 13-й показатель по России и второй по Южному федеральному округу (после Краснодарского края). "У нас довольно высокий уровень легализации зарплат", - констатировал министр. Правда, позже он привел примеры, показывающие, что еще многие работодатели (наиболее яркие образцы - отдельные строительные фирмы, торговля и владельцы маршруток) предпочитают выдавать деньги в конвертах.
РАЙОНЫ НАМ ПОМОГУТ
Основной упор в пополнении доходов казны делается на районы области, которые кризис затронул меньше, чем индустриальный областной центр и предприятия топливно-энергетического комплекса. Как отметил С. Миронов, самая высокая динамика роста доходов наблюдается как раз в сельском хозяйстве. Однако второе полугодие, по словам министра, будет гораздо сложнее первого (ряд аналитиков предрекают вторую волну кризиса), и, чтобы сохранить собственные походы на уровне прошлого года, придется серьезно поработать. Кстати, помимо своих поступлений, не помешали бы и безадресные (то есть для нецелевого использования) трансферты из федерального центра, но помогает он нам, по данным главы финансового блока, гораздо меньше, чем другим "собратьям" по ЮФО. На 2009 год нам предусмотрена помощь в размере всего 960 млн. рублей, или 960 рублей в расчете на одного жителя, это минимум по Южному округу. Для примера: Ингушетии помощь рассчитывается исходя из 14 тысяч рублей на человека, Дагестану -12 тысяч и т.д. Такая практика продолжается уже несколько лет (так, в 2005-2007 гадах мы вообще не получали таких траснфертов), потому что, как объясняют в федеральных ведомствах, "у них такая методика расчета". Изменить эту методику пока не удается.
Еще одна проблема состоит в том, что, если даже и удастся сохранить собственные доходы бюджета на уровне прошлогодних, то надо как-то нивелировать еще и рост расходов, связанный с инфляцией, ростом тарифов естественных монополий и поддержкой социальной сферы. Здесь, по словам С. Миронова, придется затянуть пояса и пойти на сокращение расходов, заложенных в бюджете на этот год. Первое секвестрирование, на 2,9 млрд. рублей, уже состоялось в апреле (под "нож" попали капитальные вложения и областные целевые программы, "социалку" не тронули - это святое), сейчас готовится еще одно. Для покрытия бюджетного дефицита областное правительство надеется получить также кредит из федерального бюджета под ставку, равную одной четверти ставки рефинансирования (сегодня это 2,75% годовых), но за нега надо побороться: на эти цели всем субъектам РФ выделено 150 млрд. рублей. По словам С. Миронова, "мы бы не отказались и от 10 миллиардов". Дешевые федеральные заимствования позволили бы правительству перекредитоваться, закрыв займы в коммерческих банках и сэкономив на их обслуживании значительные средства. А потратить сэкономленное проблемы не составит.
Леонид Хают,
"Астраханские ведомости" "29 от 31.07.09.