Мы – трудоголики?
На первое января 2017 года в Астраханской области на учёте состояло 18 тысяч организаций, 80 процентов которых считалось частными, а 28 тысяч организаций занимались индивидуальным предпринимательством.

За год часть предприятий различной формы деятельности «отсеялись», прекратив существование. Например, юрлиц, занимающимся бизнесом, сократилось на 4,5 процента. Уменьшилось и количество индивидуальных предпринимателей. Их стало на 2,1 процента меньше. К слову сказать, индивидуальные предприниматели заняты в основном в бытовой сфере, торговле, ремонте техники. И ещё. Численность рабочей силы, всё по тем же данным, на конец минувшего года составила 522 тысяч человек. Это больше половины всего населения региона.

К сожалению, более 38 тысяч из всего работоспособного населения не имели работы. В общей сложности, по оценке международной организации труда, уровень безработицы у нас в прошлом году составил 7,3 процента. Это меньше, чем в 2015 году. Безработица в Астраханской области в 2016 году равнялась 7,7 процентам.

Аналогичная ситуация в целом и по стране. Чтобы не оказаться «за бортом», имеющие работу россияне не стараются ударно трудиться. При этом не гнушаются сверхурочной работы, готовы задерживаться «на плаву», иногда даже не ходят в отпуск. Подсчитано, что в России люди проводят на работе на 44 процента больше, чем в Германии, на 18 процентов больше, чем в Великобритании, на 15 процентов больше, чем в Японии и на 10,5 процента больше, чем в Америке.
Росстат приводит следующие данные: в 2016 году каждый работник в нашей стране отработал на 10 часов больше, чем в позапрошлом году. Вовремя домой уходят лишь 14 процентов работающих.
Опросы показывают, что россияне не прочь подзаработать «на стороне» в свободное от основной работы время. Но чаще всего люди задерживаются на основной работе, и работодатели этим пользуются, нарушая права рабочих, которые «горят» на работе и не получают за это соответствующего вознаграждения.

Некоторое время назад в Госдуме прозвучала инициатива: изменить некоторые статьи Трудового кодекса, после чего работодатель будет обязан в трудовом договоре закрепить кроме списка должностей, которым предусмотрен ненормированный рабочий день, примерный перечень исключительных случаев, когда можно трудиться сверх продолжительности рабочего дня. В законопроекте также оговаривается количество часов переработки: в общей сложности не более 120 часов в год.

В документе есть и запретительные меры. К ненормативной работе не должны привлекаться беременные женщины, работники моложе 18 лет и те, кому запрещено по состоянию здоровья.

По закону, россияне должны трудиться не больше 40 часов в неделю. В Европе трудовая неделя не должна превышать 48 часов, включая и сверхурочные. Однако целый ряд стран установили свои трудовые нормативы. Во Франции, Германии, Бельгии и Швейцарии, к примеру, рабочая неделя не превышает 35 часов. А вот в Финляндии установлено минимальное и максимальное количество рабочих часов в неделю: 32 и 40 часов.

Согласно актом международной организации труда, сверхурочная работа оплачивается на четверть больше, чем обычная. Кроме этого, во Франции, Бельгии, Нидерландах, Дании, Швейцарии и некоторых других странах сверхурочная работа компенсируется дополнительными выходными днями.

Как в данный момент компенсируется сверхурочная работа в нашей стране?

На вопрос о компенсациях получены вот такие ответы.
  • «Я – трудоголик, компенсации за переработку меня не интересуют». Так ответили 12,2 процента. 
  • «Дают дополнительный отпуск». Ответивших так – 4,1 процента от количества опрошенных. 
  • «Оплачивают деньгами». Такой ответ 10,2 процента. 
  • «Никак не компенсируют». Такой ответ дали 73,5 процента.
Получается, что в большинстве своём у нас в стране работают трудоголики и бессребреники.

Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №23 (733), 2017 г.