«Факт и компромат»: Трудно ли быть министром ЖКХ Астраханской области? Хотели бы вы быть министром какой-нибудь другой отрасли или того же ЖКХ, но какого-нибудь другого региона?

Николай Иванович Яровой: Трудно. Но когда я начинал работать, было минимум в сто раз тяжелее.

Сегодня я уже вижу ситуацию стабильной, системной, и той ситуации, которая была, уже нет. Я с удовольствием сегодня бы возглавил другое ведомство, потому что здесь мне уже становится не интересно. Мой положительно заряженный потенциал физический и умственный на сегодняшний день уже не соответствует тем задачам, которые стоят передо мной, как перед министром.

«Факт»: Год назад на пресс-конференции вы сказали, что за последние годы руководству Астраханской области удалось выстроить грамотную систему управления жилищно-коммунальным хозяйством. Поэтому уже в следующем году этой теме не будет уделяться много внимания. Все будет работать четко и отлажено.

Всё чётко и отлажено?

Н. Яровой: На тот момент, когда я говорил эти слова, мы тогда ещё не имели систему перехода на персонифицированный учёт. За этот год мы пережили некий стресс при переходе на новую систему льготного обеспечения. Но сегодня я могу констатировать, что уже 99% всех тех проблем, которые стояли, выполнены. Сегодня мы создали единый астраханский компенсационный центр, который непосредственно подчиняется Министерству ЖКХ. Ту команду, которую я сегодня создал, она достаточна для того, чтобы сказать, что работа на сегодняшний день идёт системно.

Есть ещё некоторые шероховатости, некоторые недоработки, но они не носят на сегодняшний день какой-то кризисный характер. Сегодняшняя команда в министерстве ЖКХ может выполнять свои функции без каких-либо срывов и потрясений.

Льготная категория граждан сегодня показывает, что те вопросы, какие она задаёт, носят малый локальный характер.

«Факт»: О том, что в Астрахани, как и в других городах страны, работает общероссийская программа капитального ремонта многоквартирных домов, известно давно. Насколько успешно выполняется эта программа здесь?

Н. Яровой: Из 88-ми регионов Российской Федерации мы входим в первую пятёрку тех, кто забрал деньги в полном объёме. В 2007 году – мы единственный регион, который больше всех взял денег на капитальный ремонт. Неудовлетворённость в этой программе состоит в том, что 40% жилых домов остались не отремонтированными. Есть, конечно, и желание, и возможность получить дополнительные деньги. Но из-за финансового кризиса это пока откладывается на год. А тот капитальный ремонт, что запланирован, согласно выделенных денег, в августе закончим.

«Факт»: В процентном соотношении рост тарифов на услуги ЖКХ и доходы населения не пропорциональны и, при этом не в пользу граждан. Почему тарифы ЖКХ постоянно растут и от чего это зависит?

Н. Яровой: С этой позицией я абсолютно не согласен. И я объясню почему. 2005 год – рост тарифов составил более 30%, 2006 год – рост тарифов составил 20%, 2007 год – 14%, 2008 год –13%, 2009 год – 8%. Согласно динамике, рост тарифов с каждым годом в процентном соотношении заметно сокращается, а рост тарифов в 2009 году заметно ниже инфляционного процесса.

А в г.Ахтубинск, к примеру, цена одного квадратного метра жилищно-коммунальных услуг составляла 63 руб, 08 коп. В 2009 году цена должна была увеличиться на 8%. А у них она снизилась до 54 руб. Итого, на 24% снизилась стоимость тарифов. И это один из самых тяжёлых районов в области. Такое снижение связано с тем, что мы там провели полностью газ, и котельных, работающих на мазуте, фактически не осталось. Проведены огромные работы, связанные с теплоснабжением, в результате чего мы получили огромное снижение по стоимости тарифов.

«Факт»: В редакцию поступила жалоба, что людям уже полгода не начисляют льготы по оплате за газ на пластиковую карточку (который поставляет Астраханьрегионгаз), хотя, например, льготы по оплате за водоснабжение и электроэнергию начисляются в полном объёме. С чем связана такая трудность именно с начислением льгот по оплате природного газа?

Н. Яровой: Никаких сложностей, в том числе по оплате за газ нет. Это всё надумано. Долгов по выплатам нет.

«Факт»: И ещё про пластиковые карточки. Ну, ладно, выкрутились льготники каждый по-разному с использованием пластиковых карт. Многие поручили их использование своим более «продвинутым» родственникам. Но не тут то было, и теперь прошла информация о том, что воспользоваться карточкой можно будет только при инициализации в банкомате отпечатка пальца владельца карты. Зачем это? К чему ещё больше усугублять затруднительное положение лиц льготной категории?

Н. Яровой: Это нововведения банка, которые министерство ЖКХ пока ещё не затронуло. Планируется ввод новых возможностей, при которых у человека, чтобы получить деньги из банкомата, были разные варианты их получения. Может ли усугубить это нововведение положение людей? Да, может, если к этим задачам подойти безграмотно. В ином случае, всё будет хорошо.

«Факт»: По документации, квартплата состоит из множества пунктов, которые оплачиваются жителями, но, фактически, не выполняются управляющими компаниями, например, периодическая замена лампочек в подъездах, профилактическая замена труб и электропроводки, полив зелёных насаждений даже в тех дворах, где их нет, зимой - скол льда... Можно ли как-то воздействовать на управляющие компании в этом плане, чтобы они выполняли прописанные в нормативных актах обязанности?

Н. Яровой: Если вы смотрели мои выступления по телевизору, то могли слышать, как почти всегда из моих уст звучало мнение, что ЖЭКи нужно ликвидировать как класс. Менталитет сегодняшних управляющих компаний ничем не отличается от менталитета бывших ЖЭКов. И всех людей, которые годами работали в этой службе, обязательно нужно переводить в другую сферу народного хозяйства. Сегодня пытаются огосударственить управляющие компании. Этого делать категорически нельзя. Эта сфера должна развиваться эволюционным, самостоятельным путём. Когда люди начнут понимать, что деньги они платят, а взамен ничего не получают, они должны прекратить платить и найти другую управляющую компанию. И когда эти управляющие компании начнут загибаться, взамен начнут появляться другие, нормальные, у которых будут понятные договорные условия, в которых будут расписаны все виды услуг и оплата за них.

Когда я, живя в Калуге, переехал в новую квартиру, то за жилищные услуги платил около одной тысячи рублей. При этом в моём доме ни разу не появился какой-нибудь работник ЖЭКа. И когда я подсчитал, что в год я плачу 12 тысяч, а за 10 лет получится - 120 тысяч рублей, то я задался вопросом: за что я плачу такие деньги, если я знаю, что снег у моего подъезда не убирают, мусор не вывозят, на лестничной площадке свои лампочки сам вкручиваю?

И когда я стал в 2005 году разбираться, что такое ЖЭКи и куда уходят деньги, то у меня волосы дыбом на голове стояли. 70% денег ЖЭКа – это зарплата его сотрудников, 25% - налоги и только 5% - это карбид, шланги и другие мелочи. ЖЭКи – это пиявки, которые просто жрали наши деньги.

Некоторые жильцы начинают сегодня об этом задумываться и подыскивать себе новые управляющие компании. Я думаю, что скоро ситуация в этой сфере нормализуется.

«Факт»: В городе за последние месяцы произошло несколько аварий со скачками напряжения по вине коммунальных служб. При этом некоторых жителей вынуждают проводить дорогостоящие экспертизы сгоревшей техники за свой счёт, хотя факты подобных аварий зафиксированы всё в тех же коммунальных службах. Почему люди должны расплачиваться за произошедшие по вине коммунальных служб инциденты и куда надо обращаться в таких случаях для получения компенсации за сгоревшую технику с наименьшими затруднениями?

Н. Яровой: В своё время, когда проектировался тот или иной дом, рассчитывалась определённая мощность электроэнергии. Условно, 10 лампочек, один электрочайник, два телевизора. На дом примерно должно было придти 50 киловатт. А сегодня практически в каждой квартире сплит-система, электрообогреватель, стиральная машина и прочее. А на это раньше не рассчитывали. Сети, бывает, не выдерживают новые потребности. И то, какую на сегодняшний день мы имеем нормальную электрическую систему, мы ещё должны благодарить обеспечивающие её предприятия ЖКХ.

Мы хотим, чтобы за сгоревшую технику нам оплачивали коммунальные службы, но они, в свою очередь, могут поставить условие: будем работать по нормативу, мы поменяем имеющиеся трансформаторы на подстанциях на более мощные, но вы тогда будьте любезны всю свою проводку поменять, если не поменяете, то не дадим вам ни одного киловатта электроэнергии. И будут правы. И тогда не будет этих жалоб. Всему своё время.

«Факт»: Как обстоят дела с предстоящим отопительным сезоном в Астрахани и области в целом?

Н. Яровой: По области у меня опасений никаких нет. Практически на 90% мы произвели всю модернизацию отопительных систем Астраханской области. Мы практически везде построили новые котельные, газифицировали их. Тех опасений, которые были в предыдущие годы, у меня сейчас нет. Зимой 2008 года я запустил последние три котельные, пуск которых состоялся вплоть до 29 декабря. Стоял мороз минус тридцать. Я лично запускал оставшиеся три котельные в Ахтубинске. Я не уехал оттуда до тех пор, пока на они не заработали. И когда в домах стало тепло, я начала получать благодарности от местных жителей, что они впервые в жизни почувствовали, что такое тепло, перестали в своих квартирах ходить в шубах, и мне было это очень приятно.

Серьёзная ситуация по городу Астрахани. В ЮГК ТГК-8, который является собственником городских тепловых сетей, ситуация очень тяжёлая. Но вопрос, каким бы он тяжёлым не был, я думаю, мы решим.

«Факт»: Целевая программа по развитию малого и среднего предпринимательства министра Аскара Кабикеева вызвала критику с вашей стороны на одном из недавних заседаний правительства. Причиной критики послужила неконкретность программы и её декларативный характер. Можно прояснить ситуацию?

Н. Яровой: Я читал статью об этом в вашей газете, а вообще мне две статьи про меня понравились в «Факте». Первая статья – это, в которой было написано: «Что скрывает от населения Министр Яровой?». Я судорожно листал страницы, чтобы узнать, что я там скрываю?... Но, когда прочитал, то оказалось, что не всё так плохо. И вторая статья, которая мне понравилась, была с заголовком: «Министр Кабикеев обвинил Ярового в некомпетентности». Казалось бы, что я в чём-то не прав, но когда стал читать, то убедился, на самом деле всё наоборот.

Проблема по существу заданного вопроса заключается в том, что если взять нашу программу ЖКХ, то в ней первая часть программы – что плохо в ЖКХ, вторая часть – что надо сделать и как это будет сделано, третья часть – что в итоге мы получим. Эту программу можно проверить, проанализировать, вызвать на ковёр Ярового и, в худшем случае сказать: ты обещал к 2010 году построить эту котельную, почему ты её не построил? Я смогу ответить, например, что не было денег или ещё что-то. Но, по крайней мере, я смогу ответить на каждый поставленный вопрос.

Чем отличается наша программа от программы Кабикеева, чьё ведомство я называю министерством экономического развала? В его программе по развитию малого и среднего предпринимательства такого рода конкретики нет, потому проверить ход её осуществления невозможно. В ней сказано лишь то, что сейчас всё плохо и, далее, какой эффект мы получим – но нету середины, а именно – действий для достижения цели.

Многие министры и председатель правительства поддержали меня в предъявленной критике, потому что все министры сообща принимают эти программы. Завтра эту программу получит Москва или ЮФО, посмотрят на эту программу и скажут, что там за министры сидят? Я не трогаю, например, вопросы, связанные с образованием, здравоохранением, потому что там нормальные министры, которые за всё это серьёзно отвечают. Я не влезаю в вопросы культуры, хотя я в культуре не хуже нашего министра разбираюсь. Но когда мы ведём разговор об экономическом развитии области, от которого зависит выполнение в том числе моих обязанностей, то я принял активное участие в обсуждении программы экономического развития. И мне, который 15 лет успешно занимался бизнесом, Кабикеев стал говорить, что я в этом не разбираюсь, мне непонятно такое отношение.

На должности Министра экономического развития Астраханской области в сегодняшней ситуации должен быть не просто управляющий, а кризисный управляющий.

«Факт»: Возвращаясь к ответу на первый вопрос. Раз вы всё необходимое сделали на должности министра ЖКХ, а сил, которые хочется направить в сложные вопросы развития региона, ещё много, может вам стать министром экономического развития?

Н. Яровой: Это решать губернатору. Но я справлюсь на любой должности. И нисколько в этом не сомневаюсь.

М. Терский, "Факт и компромат"