Похоже, что в деле по обрушению общежития по ул. Савушкиной следственные органы нашли крайнего. Им может стать бывший вице-мэр Виктор Кузнецов. Другие фигуранты буквально выпадают из дела, как будто по мановению волшебной палочки. Есть сведения, что этой самой «палочкой» машут из Москвы, и вовсе не добрые феи, а хорошо проплаченные высокопоставленные коррупционеры.
22 июля 2009 года при обрушении общежития по ул. Савушкина погибло 5 человек, десятки семей лишились своих квартир. До недавнего времени подозреваемыми по делу проходили соучредители ООО «Строительная компания «Домстрой 2000» Руслан Захарьяев и Валерий Пряхин, главный специалист государственной жилищной инспекции Службы строительного и жилищного надзора Астраханской области Ирина Гаврилова. В апреле 2010 года, то есть только спустя 9 месяцев после трагедии, в дело «вписали» еще одного обвиняемого – заместителя мэра по строительству Виктора Кузнецова.
Изначально ему вменили 3 часть 293 ст. УК (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух и более лиц). Эта статья предусматривает наказание до 7 лет (другими словами осужденный может остаться на свободе). Именно с такой трактовкой совершенного деяния следственный комитет обратился в прокуратуру для согласования обвинительного заключения. Однако прокуратура ответила отказом, указав на то, что Кузнецову надо бы предъявить 286 статью часть 3 пункт в). А это уже превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий. По такой статье человек почти гарантированно садится на нары на срок от 3 до 10 лет. В то же время совершенно удивительным образом из дела начали «выпадать» другие подозреваемые. У В. Пряхина, объявленного в международный розыск, совсем недавно изменили меру пресечения – с ареста на залог в 1 миллион рублей! То есть теперь человек, недавно объявленный в международный розыск, может спокойно разгуливать по Астрахани, заплатив смешные для него деньги. Прокуратура в суде против такого решения не возражала. Ну, подумаешь, сначала искали по всему миру, а теперь вроде как и не надо. Но какие надо иметь доказательства вины человека, чтобы объявить его международный розыск наряду с такими персонажами как Борис Березовский, Ахмед Закаев и Бен Ладен? Значит, эти доказательства были. И куда делись? Есть информация о том, что господин Пряхин сделал очень крупный «занос» в один из кабинетов прокуратуры. Похоже, что астраханским прокурорам пришлось решать непростую задачу: как вывести из-под удара Пряхина, оставив в деле одного Кузнецова? Выход, видимо, нашли только один – изменить статью УК. Что, собственно, и сделали, поспешно передав дело Кузнецова в суд.
Вместе с тем, из источников близких к следственному комитету удалось узнать, что в коридорах СК все только и говорят о невиновности бывшего вице-мэра. Мол, его хотят сделать «крайним» в деле, выводя из под удара настоящих преступников.
Всем совершенно понятно, что вице-мэр лично не проводит экспертизы зданий. Для этого есть специалисты. Кстати, в 2006 году ООО ИКПСФ «Дедал» выполнило техническое обследование квартир, переоборудованных из комнат общежития (эти работы самовольно делал завод «Прогресс»).
В заключении было сказано, что реконструкция выполнена с соблюдением норм и правил и не повлияла на прочность здания. В том же 2006 году третейский суд при астраханской торгово-промышленной палате фактически узаконивает переделки. В 2007 году обследование дома проводило МУП г. Астрахани «Проектно-производственное архитектурно-планировочное предприятие». Результатом стало резюме: планировка квартир после реконструкции отвечает требованиям СНиП «Здания жилые многоквартирные». Другими словами, специалисты, проводившие обследования, признали дом пригодным для жилья. Именно на основании заключений этих контор Кузнецов и подписал договор мены. Так в чем же он превысил полномочия? В том, что поставил последнюю подпись под документом, ответственность за который несут эксперты, проводившие обследование дома? А мог ли он не поставить эту самую подпись? Нет! Ведь иначе его бы обвинили в бездействии, в чиновничьей волоките, которую также можно приравнять к халатности и злоупотреблению должностными полномочиями! Более того, нынешний министр ЖКХ В. Яковлев, исполнявший на тот момент обязанности градоначальника, своим постановлением ОБЯЗАЛ Кузнецова подписать договор мены. Но в таком случае, почему министр Яковлев вообще не фигурирует в деле, переданном в суд?
Получается, что Кузнецову приходится «тянуть лямку» за всех, ведь даже Гаврилова «выпала» из дела по причине болезни, а, между тем, именно она не полезла в подвал, чтобы провести обследование здания и написала заключение, как говорится, «от балды».
Ситуация с «заносом» с точки зрения российского менталитета вполне понятна. Есть деньги – нет дела, есть большие деньги – и тебя уже вычеркнули из базы международного розыска. Непонятно пока только одно: почему не привлекают к ответственности тех самых экспертов, фактически подсунувших на подпись Кузнецову фиктивное заключение о состоянии дома? Почему не горит земля под ногами господина Яковлева? Зачем в отношении других обвиняемых дела выделили в отдельное производство, сделав Кузнецова практически единственным виновником трагедии. И, главное, кому было выгодно так подставить бывшего вице-мэра? Кажется, именно на эти вопросы стоит искать ответы следственным органам и прокуратуре. Но это опасный путь, можно сказать, смертельный номер, исполнить который под силу только неподкупному и кристально честному человеку в погонах. Найдется ли такой в Астрахани?
Андрей Ломакин,
"Факт и компромат" № 32, 15.10.10.