Заседание Правительства Астраханской области, которое состоялось во вторник, открыл его председатель К. А. Маркелов, начавший повестку дня с обсуждения целевых программ, сроки принятия которых нормативными актами определены до 15 июля. Но на сегодняшний день не утверждена даже половина нужных целевых программ. Те, которые не будут приняты в срок, потом смогут быть введены только в 2012 году, чего никак нельзя допустить. Маркелов предупредил, что со всех, по чьей вине программы будут сорваны, он спросит по полной...

Всё как обычно. Подчинённые председателя правительства вряд ли испугались. Известно, что за срыв реализации целевых программ в нашей области, ответственные всегда остаются при своей занимаемой должности. И судя по всему, и в этот раз всё равно многие из программ приняты не будут, так как время ушло. Не будет никаких наказаний тем, по чьей вине понесёт ущерб экономика области, а, в итоге, все её жители. А те программы, которые всё же в спешке примут, будут с серьёзными недоработками, из-за чего не избежать привычных проблем нашему региону.

Основной доклад прошедшего заседания прозвучал в выступлении министра экономического развития области А. Н. Кабикеева, который рассказал о программе социально-экономического развития региона на ближайшие четыре года.

Цели социально-экономического развития логичны и даже банальны. Ну какая может быть цель у развития? Конечно же, повышение уровня жизни и всё такое прочее. Об этом, но только более подробно и сказал Аскар Николаевич.

Основной долгосрочной целью является повышение конкурентоспособности области в масштабах страны и Каспийского макрорегиона. Понятно, что если область не будет конкурентоспособна, то средствам на её развитие просто неоткуда будет взяться. Стратегической целью программы является повышение качества жизни населения и уменьшения уровня бедности на основе динамичного и устойчивого роста экономики и обеспечения экологической безопасности на территории Астраханской области. Тут надо отметить, что отдельно рассматривается экологическая безопасность. Всё-таки экологическая безопасность для нашей области проблема очень актуальная. На север от города – газ с высоким содержанием токсичного сероводорода, на юг – нефть… И если даже в стратегических целях отдельно прописывают экологическую безопасность, это повод серьёзно задуматься. Простыми словами: стратегическая цель региона – как развить экономику, и, при этом, сделать так, чтобы в регионе остался хоть кто-то, кому доведётся эту развитую экономику увидеть. Толку от динамичного роста будет немного, если он будет происходить в безжизненной пустыне.

Цели просты и понятны, но как этих целей добиться? В докладе по этому поводу много было сказано. К примеру, большое внимание планируется уделить бизнесу, как двигателю экономики. Предлагается снижение административных барьеров для входа на рынок и ведения бизнеса. Однако, пока неясно, как это всё будет реализовано. Ведь сколько раз уже намечались подобные движения со стороны государства: снизить налоги, оказать поддержку начинающим предпринимателям… Но в то время, когда политика государства направлена на развитие бизнеса, многие чиновники упорно этот бизнес душат. То налоги возьмут лишние, то мучают лишней бюрократией, выманивая взятку или откат. Какой толк заявлять о поддержке, когда на самом деле, в итоге, государство бизнесу только мешает? Большинство предпринимателей считает, что лучше было бы, если государство вообще никак не касалось их бизнеса и просто давало возможность спокойно делать свою работу без какой либо поддержки.

Кабикеев перечислил основные отрасли, за счёт которых будет происходить экономическое развитие региона. К отраслям с высоким потенциалом кластеризации отнесены туристический и агропромышленный комплекс. К отраслям со средним потенциалом кластеризации отнесены рыбохозяйственная, транспортная, строительная и судостроительная отрасли.

Нефтегазовая отрасль имеет низкий уровень кластеризации, однако, очень важна для экономики нашего региона, так как занимает 65 процентов от промышленного производства и 15 процентов от валового регионального продукта. С одной стороны, хорошо, что в регионе есть такой источник лёгкой добычи денег, но с другой стороны - подобные источники часто приводят к тому, что ничего другого регион производить не может или даже не хочет. Как папуасы в Африке, у которых бананы есть и им больше ничего не надо. И вроде бы живётся легко и хорошо, но только относительно других таких же папуасов.

Если несколько лет назад обещали через год на базе газоперерабатывающего завода запустить производство полиэтилена, то сегодня в докладе министерства эти планы перешли в разряд среднесрочной перспективы. По-прежнему планируется в области промышленное производство йода. Причины не реализации уже давно намеченных, хороших планов не раскрываются, а ведь весь йод, который сейчас есть в нашей стране, импортного производства. То есть ниша свободна.

Не радуют перспективы сельского хозяйства. Согласно данным, предоставленным министерством сельского хозяйства, роста переработки не планируется вообще никакого. И это при том, что планируется открыть три перерабатывающих комплекса, каждый из которых может увеличить переработку в разы (что неудивительно, ведь переработка в данный момент практически отсутствует). Переработка - дело прибыльное. Для того, чтобы понять это, достаточно просто заглянуть на дачи, где отдают за 50 рублей ведро хороших абрикосов, а затем в какой-нибудь магазин, где за эти деньги нельзя купить даже маленькую баночку абрикосового варенья далеко не астраханского производства.

Министерством экономического развития признан тот факт, что Астрахань проигрывает сопоставимым городам по обеспеченности услугами. Также, в докладе было отмечено, что проблемой нашего региона является серьёзная технологическая отсталость предприятий, которую победить невозможно даже в среднесрочной перспективе. Так что ожидать какого-то рывка в экономическом развитии по этой причине вряд ли удастся.

Однако есть и позитивные моменты. Правда, пока только в обещаниях… Их, наверное, стоит запомнить, чтобы вспомнить по окончании планируемого срока. Интересно, сбудется или нет? В числе прочего, обещают: увеличение продолжительности жизни населения до 69,2 лет; увеличение реальных денежных доходов на 36,9%; увеличение темпа роста ВРП на 37,2%; увеличение объёмов роста промышленного производства до 18,5%; сокращение площади ветхого и аварийного жилья до 10%.

Артём Хорьков,

"Факт и компромат" №20, 09.07.10.