На что хватит средств, выделенных в Астрахани на ремонт дорог? Денег на ямы добавят, но проблему это не решит

Городской бюджет выделит дополнительные средства на дороги. Но проблему это не решит, так как латание дыр — мера действенная до поры до времени, а на капитальный ремонт дорог денег хронически не хватает.


Потерпите до осени

Из-за погодных сюрпризов денег на восстановление городских дорог в этом году требуется в два-два с половиной раза больше, чем было предусмотрено. Поддала жару зима с нетипичными для нашего края снегопадами. Кроме того, как пояснил заместитель главы администрации Астрахани Сиражудин Агабеков, температура постоянно держалась в районе ноля и ежедневное замерзание-размерзание убило асфальт. Довершили разруху майские ливни. В итоге заложенных на ремонт дорог денег оказалось катастрофически мало. Как пояснил на пресс-конференции, состоявшейся в горадминистрации в прошлую пятницу и посвященной дорогам, заместитель председателя гордумы Астрахани Игорь Седов, из-за непогоды денег на восстановление асфальта в этом году требуется в два-два с половиной раза больше, чем в предыдущие годы.


На этот год городским бюджетом на ремонт дорог было выделено 60 млн рублей. Две трети из них уже освоено. Отремонтирована часть Бакинской, Анри Барбюса, Яблочкова, работают одновременно девять подрядчиков. Но видно невооруженным глазом, что этого конкретно недостаточно. «То есть сейчас мы находимся в стадии освоения 30% всего того, что необходимо выполнить в этом году», — пояснил Игорь Седов.


Профильный комитет гордумы принял решение дополнительно выделить на ремонт дорог еще 90 млн рублей. За счет пропорционального уменьшения финансирования всех городских программ и бюджетных направлений, а также допсредств за счет увеличения ЕНВД. Но освоены они будут не раньше осени, как пояснил Игорь Седов — после всех необходимых процедур: согласования в гордуме, аукционов и так далее.


Ремонтируют не улицу, а яму

На сайте городской администрации размещен список улиц, ремонт которых запланирован в этом году. Правда, по словам заместителя главы администрации города Геннадия Диденко, от списка уже несколько отклонились, так как образовалось множество «непредвиденных» ям на центральных улицах, магистральных дорогах, где ходит общественный транспорт, и их пришлось латать в срочном порядке. Впрочем, обещают по факту выделения допсредств весь список охватить.


«Когда мы декларируем и выкладываем на сайте список улиц, надо понимать, что эти улицы сформированы по заявлениям, результатам комиссий, предписаниям ГИБДД, решениям судов в текущем году, — пояснил начальник управления по коммунальному хозяйству и благоустройству горадминистрации Виктор Корженко. — Бюджет формируется в августе-сентябре, принимается в ноябре, а работы по факту начинаются весной. В тот момент, когда мы выходим на улицу, на конкретную ямку, которая указывается, мы видим, что на этой улице уже не одна, а 10 ямок. И у людей возникает вопрос: на сайте продекларирована улица целиком. Хотя в списке указана площадь, которая подлежит ремонту, но никто же из жителей не пойдет сверять эти квадратные метры».


Иногда ямы просто засыпают щебенкой, что вызывает возмущение астраханцев: какой же это ремонт? Как пояснил Сиражудин Агабеков, засыпка производится на пару-тройку дней, пока яма будет обсчитана, а затем произведен ямочный ремонт.


Запретить заплатки

Недавно на федеральном уровне прозвучало предложение законодательно запретить ямочный ремонт. С таким предложением выступила сенатор от Омской области Елена Мизулина. Сиражудин Агабеков назвал эту идею «бредом», а Геннадий Диденко прокомментировал: «А если дорога нормальная и одна яма? Что, полностью все снять и заменить? И опять вопрос в финансировании. Мы на эти деньги можем две дороги сделать и весь город оставить в разрухе. И что, радоваться, что мы сделали две дороги?».


Латание дыр в асфальте, понятно, не устраивает астраханцев. Да и Геннадий Диденко признает, что латать можно до поры до времени, а когда «привязываться» уже не к чему, такой ремонт бесполезен, и дорога приходит в негодность. Между тем в этом году из-за экстренной дорожной ситуации решено уменьшить объем запланированного капитального ремонта и сделать акцент на ямочном.


Хронический дефицит

Срок службы асфальта после ямочного ремонта — год. После капитального — 14 лет. Капитальный — это когда асфальтобетонное покрытие снимается до основания, меняется щебеночное основание, укладывается новый асфальт. «Боевая, Николая Островского, Победы, Володарского показали, что после такого ремонта улицы выдерживают и транспортную нагрузку, и сложные погодные условия», — говорит Виктор Корженко. Но капитальный ремонт для Астрахани — непозволительная роскошь. По словам Виктора Корженко, по федеральным нормативам только на текущее содержание дорог Астрахани необходимо 2 млрд рублей. «Мы же говорим о суммах в 60, 90 млн, — говорит он. — То есть постоянное недофинансирование приводит к тому, что мы имеем столько ям, сколько имеем. Если бы мы планово осуществляли ремонт, который сейчас делается на дорогах федерального уровня — а там выделяется порядка 2 млн рублей на километр дорог, — конечно, у нас бы дороги были идеальные».


Кстати, по словам городских чиновников, ремонт дорог в этом году ведется исключительно на муниципальные средства. Ни из регионального дорожного фонда, ни из федерального бюджета на данный момент не поступило ни рубля. При этом средства бюджета весьма ограничены, а брать кредиты, как это делалось несколько лет назад, нет возможности — город еще не расплатился по старым долгам. «Мы сейчас говорим о дорогах. Если говорить обо всех дырах муниципального бюджета, то по всем направлениям надо в разы больше денег, чем сейчас направляется, — констатирует Игорь Седов. — Но сейчас мы имеем то, что имеем: восемь копеек с рубля тех налогов, которые собираются на территории города, поступают в муниципальный бюджет. Все остальные деньги поступают в бюджеты других уровней, как они потом распределяются — это уже другой вопрос».


 Кстати

10 млн на Новый мост


10 млн рублей выделено на ремонт Нового моста. По словам Виктора Корженко, заканчивается формирование техзадания, будут проведены конкурсные процедуры и где-то через месяц начнутся работы. Мост будут ремонтировать фрагментами. На подъеме в створе улицы Анри Барбюса будут снимать асфальтобетонное покрытие до основания и укладывать новую смесь слоем 8 см. На Трусовской стороне, где разрушений гораздо меньше, будут ремонтировать локально. Скорее всего, работы не ограничатся только ночным временем, но, по словам Виктора Корженко, ограничения движения не будет — для того чтобы обеспечить четырехполосное движение, возможно, будет задействована выделенная полоса посередине моста.

На полный ремонт всего Нового моста требуется 1,5 млрд рублей.


Цифра


360 км протяженность асфальтированных дорог в Астрахани, без учета дворовых проездов. При сроке службы дорог 10 лет ежегодно надо ремонтировать 36 км.

Вероника Иошко,

"Газета Волга"