В ноябре 2012 года депутаты астраханской областной думы рассмотрели региональный бюджет на три ближайших года.

Заслушав отчёт министра Э.Полянской о прогнозах социально-экономического развития на 2013 год, народные избранники, утвердив доходы в размере 28,5 миллиарда рублей и расходы в размере 31,9 миллиарда, согласились с дефицитом бюджета, равным трём миллиардам рублей.

Бюджет Астраханской области, как и прежде, остаётся социально-направленным. То есть, на социальное развитие региона и поддержку населения с низкими доходами и некоторые другие социальные нужды будет направлено больше.

Аналогичный бюджет на 2013 год принят и городскими депутатами. Здесь 62 процента доходов должны пойти на разделы социальной сферы. При этом общие доходы составят пять миллиардов 269 миллионов рублей, расходы – пять миллиардов 460 миллионов. Таким образом, дефицит будет составлять 8,6 процента.

Одним словом, при благих намерениях областных и городских депутатов, бюджеты остаются не полностью насыщенными. А значит, есть опасения, что часть статей, в том числе и социальной сферы, могут оказаться не выполненными.

Хотим мы этого или не хотим, дефицитным остаётся и бюджет страны. Стало быть, и у страны будут финансовые проблемы, что может привести к затягиванию поясов. Однако верховные власти стараются делать всё, чтобы население не очень чувствовало возможные осложнения. Также, надо полагать, будут действовать и власти на местах.

Короче говоря, нас всех заставят жить по средствам. Взять, к примеру, городские проблемы Астрахани. В 2012 году доходы бюджета составили около семи миллиардов рублей, в 2013 они составят немного больше пяти миллиардов. То же самое будет происходить и с расходами. Они будут сокращаться. А это приведёт к сокращению финансирования практически всех программ. Расходы на ЖКХ, например, планируется сократить на 46 процентов в сравнении с прошедшим годом. Недополучат средств физкультура, спорт, культура. Даже на социальные статьи будут сокращены средства.

Что же останется нетронутым? А нетронутым остаётся только то, что определено 131 федеральным Законом и гражданским кодексом: заработная плата, налоги и исполнение судебных решений. Всё другое будет финансироваться по так называемому остаточному принципу.

Никаких существенных изменений, по всей видимости, не произойдёт и в последующие два года. По некоторым данным, в 2014 году доходная часть городского бюджета составит 5,37 миллиарда рублей, расходная – 5,46 миллиарда. В 2015 году доход будет в пределах 5,4 миллиарда, а расход – в пределах 5,5 миллиарда рублей.

С первого января текущего года стали действовать новые стандарты потребительской корзины, прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда. Теперь потребительская корзина, куда входит необходимый для жизнедеятельности набор продуктов и непродовольственных товаров и услуг, будет формироваться по-другому, а, проще говоря, по реальной практике потребления, а не как раньше – из заранее рассчитанных норм.

Статистика знает всё. Она даже знает, сколько мы сейчас едим мяса и мясных изделий, фруктов, овощей, поэтому и увеличили их в новой продовольственной корзине. А вот хлеба и хлебопродуктов в корзине сделали меньше, потому что их стали есть меньше. Снижена в продуктовой корзине и доля жиров. Тут, видимо, вмешалось министерство здравоохранения.

Раньше промышленные товары и услуги исчислялись в натуральных показателях, то теперь расходы на них будут исчисляться в процентах и составлять ровно половину стоимости продуктов, то есть, по 25 процентов. Это позволяет увеличить продовольственную часть, независимо от товаров и услуг. Продовольственную корзину планируется пересматривать один раз в пятилетку, а вот величину прожиточного минимума каждый квартал, в зависимости от роста цен. В целом новый прожиточный минимум увеличился на 256 рублей в месяц. Для трудоспособного населения он составит 6,3 тысячи рублей, для пенсионеров – 5,4 тысячи, для детей – 6,4 тысячи.

В Астраханской области прожиточный минимум устанавливается один раз в квартал постановлением регионального правительства. Величина прожиточного минимума меняется в зависимости от изменения потребительских цен. В третьем квартале 2012 года она составила 5715 рублей в месяц. Для работающих – 6112 рублей, для пенсионеров – 4993 рубля, для детей – 5602 рубля.

С первого января этого года увеличивается и размер оплаты труда. В 2012 году он составлял 4611 рублей, в 2013 году будет 5205 рублей. Все эти три минимальных социальных стандарта нужны как некий уровень, ниже которого страна не имеет права отступать в решении социальных вопросов. В идеале они должны быть приведены к общему знаменателю – прожиточному минимуму, но в нашей стране МРОТ только приближается к этому. Новые стандарты помогут более системно подойти к организации мер социальной поддержки людей, оказавшихся за чертой бедности. Именно от величины этих показателей отталкиваются все расчёты социальных выплат: субсидии, пенсии и другие пособия.

Как считают многие аналитики, в данный момент минимальный размер оплаты труда в России должен быть не менее 15 тысяч рублей в месяц.

Борис Касаткин,

"Факт и компромат" № 4, 01.02.2013 г.