Частенько случается так, что думаешь написать про событие или просто изложить свои мысли, а потом они лежат в голове или просто записаны одним, двумя словами в блокноте. Иногда они долго остаются только мыслями, потом эти мысли начинают сниться, тогда встаёшь в шесть утра и пишешь об этом. Однажды я написал про то, что нужно разрешить торговать алкоголем с 9 до 11 утра, а энергетические напитки запретить. И вот с подобной инициативой вышел губернатор Астраханской области Александр Жилкин. Это хорошо, что можно думать о каких-то вещах, а они потом сбываются.
Жил-был дом
Вот на фотографии дом. Я зашёл в него, случайно проходя мимо. Мне он показался интересным: целое здание без видимых дефектов стоит без окон и без дверей. Зашёл в него. Мало ли что может быть в таких местах. Прогулялся по этажам. Судя по всему, это было некогда общежитием. Из него унесли всё, что можно было унести, даже проводку выдернули древнюю, хотя затраты на демонтаж проводки явно не оправдали себя в экономическом отношении, если её продали в цветмет. Если же её использовали в другом месте, то остаётся только сочувствовать таким людям.
В разных комнатах было по-разному: где-то валялись бутылки, где-то были шприцы, на стенах стояли метки тех, кто играет в дозор, ну и, конечно же, классика жанра из серии «Здесь был Вася» и так далее. Дом продувался насквозь, в оставшихся рамах не было стёкол нигде вообще, даже разбитых. И я хотел написать статью про то, что в таких вот домах может произойти всё что угодно. Убийство, например, или ещё что-то нехорошее. Вот именно это я увидел на втором этаже – там был пожар. Кто-то разжёг костёр из остатков совсем уж раздолбанной мебели. И мне тогда подумалось вот что. Если бы огонь пошёл выше, он добрался бы до вполне целой кровли. Архитектура там такая, что ветер дует очень сильный именно сквозь этот дом и дальше идёт на частный сектор. Если бы начала гореть кровля, огонь перекинулся бы на дома через дорогу. Лететь горящим кускам пришлось бы сверху вниз. Когда горело бывшее немецкое консульство на Набережной 1-го мая, было очень ветрено и горящие куски перелетели выше на несколько этажей и подожгли рядом стоящую пятиэтажку. Она там единственная, неподалёку от Лебединого озера, благо пожарные уже тушили горящий дом и тут же сбили огонь с лоджий, а вместе с тем разбили окна и что-то поотлетало там с фасадов квартир, но при пожаре не до церемоний щепетильности.
Зазвонил телефон…
И вот стою я в этом брошенном доме на улице Ужгородская, 5 и думаю о том, почему это здание не закрыто? Почему оно вообще брошено, хотя целое? Его же можно было переделать под квартиры, ведь сколько очередников ждёт их? Посмотрел в Сети, так и не нашёл чьё это было общежитие, однако нашёл по адресу Ужгородская, 5, корп. «А» продажу нежилого помещения площадью 22 квадратных метра – его выставлял на торги комитет имущественных отношений Астрахани в 2010 году. Но на карте такого адреса нет, да и нежилых помещений там не припомню поблизости. В общем, думал обо всём этом написать с вопросам к ответственным городским лицам о том, почему в городе стоят открытыми брошенные дома.
И вот во вторник раздался звонок. Голос сообщил о пожаре у театра оперы и балета и посоветовал приехать. Я бывал на пожарах много раз и не вижу в этом ничего особенного. Про горящее немецкое консульство, например, писал и фотографировал там. Пожарным я не помогаю, а скорее наоборот, да и вообще у них отличная пресс-служба. Было бы желание, ездил бы на все пожары, но это раз-два интересно, а в целом как-то никак что ли. Но ладно, коли попросили и настойчиво попросили, меня упрашивать долго не надо. Поехал.
Когда бегают подполковники
Утром того же дня горела нефтебаза на Трусовской стороне. Пока ехал на этот пожар, думал, что круче горящей нефтебазы был только пожар заправки несколько лет назад. Еду и думаю: «Вот неплохо бы иметь в городе пожарный вертолёт, ведь его можно использовать и на тушении пожаров в дельте, хотя там бы не помешал целый гидросамолёт противопожарный, малой вместительности, чтобы мог садиться на узкие речки и протоки».
Подъезжаю к театру, оцепление, горит дом. Ну, горит и горит, ехал через пробку, светофоры не работали, а тут всего лишь дом. Никого не пускают. Показал удостоверение, сказал, что мне туда очень надо. Пропустили. Стою у горящего дома, ничего понять не могу. Замечу, что всё это было в самом начале. Куча спасателей, полиции. Бегают подполковники. Понять не могу ничего: слева дети играют на территории театра, а за ними бегает лейтенант полицейский и прогоняет их, справа горит дом, стоят несколько машин пожарных, развёрнут штаб. Странно всё это. Смотрю, народ из театра потихоньку начинает выбегать. Вообще мне показалось, что это кино – столько пожарных на одном пожаре я не видел никогда, да и столько людей у театра оперы и балета тоже. Решил прогуляться, стал обходить горящий дом. А ветер же был просто шквальный, не видно ничего от дыма. Иду я по улице, смотрю по сторонам, можно было вообще не смотреть – ничего не видно. Прошёл несколько десятков метров, вообще не видать ничего и никого. Жарко только. Фотографировать или снимать бессмысленно. Ощущение такое странное только, не объяснить словами. И тишина, только пожар слышно. Разворачиваюсь – стена огня. Ветром его несёт откуда-то. И становится жарче. Куда идти непонятно, только ясно одно – завещание придумали не дураки и нужно бы его написать, да только сгорит оно тут вместе со мной. Дышать нечем.
Копы и пожарные сработали на «пять»
Тут замелькали фигуры. Увидел пожарных. Побежал за ними, они как раз выбежали к театру. Очень хорошо ориентируются в огне. Тут я стал что-то неладное подозревать. Решил объехать этот квартал, который и без того был наполовину вроде как порушен. Тут-то и открылась мне эпичная картина.
Навстречу бежали люди, собаки, кошки, бежали даже две крысы и за ними всё смыкалось в дыму и огне. У меня было ощущение, что на район скинули напалм. Самыми последними были пожарные. Только они одни бежали по ветру, а их сменяли другие, которые заходили в этот ад. Это реально был ад. Как потом выяснилось, они спасли двух женщин с детьми. Никто не погиб и не пострадал, не получал увечий – это просто отличная работа, слаженная работа пожарных и полицейских. Эти люди достойны не благодарностей, а наград. В таком хаосе работали очень чётко, очень слаженно. Да, может быть были какие-то моменты, но, извините, такого пожара, чтобы горел квартал, я не припомню, а вы помните? То есть учений таких даже не представляю, когда чин строит личный состав МЧС и говорит: «А сегодня мы будем отрабатывать тушение города в случае удара напалмом». И отработали красиво. Я был там и видел всё это, как работали, что делали. Я видел, как бегут люди с вещами. Я хотел побежать вместе с пожарными в эту мглу, но там бы точно ничем не помог и сам бы ещё остался. Я видел цыгана, бегущего цыгана. В одной руке у него была жена, а в другой гитара. Мне показалось, что я сошёл с ума и это просто какой-то сон. Самое интересное, что из-за ветра ничего не было слышно. Просто тишина и ад. И пожарные с полицейскими, помогающие людям. Пожарные в костюмах, но людей много ТАМ и полицейские без специальных костюмов помогают. Ничего более такого тихого и страшного не видел и представить не мог. Как в кино, только это реальность. Все бегут, всё бежит, всё летит, этот смертельный ветер и домов не видно совсем, видно только по густоте дыма, что всё это идёт сюда.
Вопрос к монополистам
Однажды город уже сгорел таким образом: загорелась деревянная баржа на пристани ныне 17-ой. Пламя перекинулось на другие суда, ну а ветер всё это перекинул на дома. И вся набережная сгорела, всё сгорело до кремля. Но тогда не было средств, а сегодня?
Для сохранения жизни людей у полицейских есть вертолёт. Они на нём даже помогали искать педофила-маньяка, прятавшегося в камышах в селе. А у пожарных вертолёта нет. И самолёта нет. Нефтяная база пятая горела, а вертолёта у пожарных нет. Вон она Волга, да поди ж ты воду принеси. Горела пятая нефтебаза, а сколько их? Ладно, не досмотрели, прошляпили, камыш не выкосили, но это горела только яма мазутная, а если случилось бы более серьёзное ЧП? Почему бы нашим уважаемым компаниям, сделавшими частным то, что раньше было общим, не прикупить для пожарных вертолёт и самолёт? Был бы вчера такой вертолёт, последствий таких пожаров удалось бы избежать (пишу всё это в среду). Почему бы им не помочь пожарным с приобретением порошковых средств тушения? В Москве пожарные давно тушат всё в основном пеной, а у нас тут получается жизнь дешевле стоит. Странно, правда?
Вертолёта не хватало просто ужасно. Пожарные, что тушили всё это, молодцы, они совершили подвиг, я считаю. Когда два полковника там встретились, и полковник-полицейский спросил полковника-спасателя «Ну что?», тот ответил словом из четырёх букв. Тогда полицейский отдал какие-то приказы своим подчиненным и все они стали что-то делать очень быстро и спокойно, хотя лица у всех там были несколько… Это были лица, увидевшие ад или услышавшие, что там вот за этим домом и дымом ад. И если бы ветер вдруг сменил направление, то я не знаю, что было бы дальше и что могло случиться вообще и с театром, и с детьми, игравшими там. И полицейский бегал за детьми, а те от него убегали. Он уговаривал их, я стоял за забором и смотрел. А дети смеялись и убегали от него. А я за забором стою, а позади меня дым и огонь.
Горящие мазутные ямы мне вообще не нравятся. Но это не мои ямы, а конкретных компаний. И почему я должен дышать всем этим? Почему бензин они продают, а о безопасности не думают? Может быть, стоит оштрафовать их на такую сумму, чтобы хватило на вертолёт и самолёт? Или может быть, они сами выступят с предложением помочь городу, области с покупкой этих средств пожаротушения?
Рационализаторские предложения
Ну и в завершении несколько моментов, которые нужно сказать. Из-за пожара было отключено электричество, светофоры не работали, пробки были просто сказочные. Так зачем нам вообще днём к светофорам электричество? Солнечные батареи давно пора установить на них и никаких проблем даже в случае крупных ЧП. При таких ЧП необходимо оперативно оповещать население посредством смс о том, что пробки там и там, что лучше пока переждать и не усугублять и без того сложную дорожную ситуацию. Ещё скажу о том, что нужно всё делать вовремя. Будьте так любезны, работники мэрии Астрахани, перекройте брошенные дома, как на ул. Ужгородская, 5, а то ведь там может произойти всё что угодно. Или мы подождём, пока ещё что-нибудь произойдёт, но с жертвами. Без жертв же нельзя, нужно чтобы кто-нибудь сначала погиб, а потом сделали. Вчера чудом не погибли люди, их спасли пожарные. И вся вина на произошедшем лежит только на тех, кто сидит в двух шагах в кабинетах администрации Ленинского района Астрахани, им даже лень в окно посмотреть. А там, в окне, было бы видно, как дети залезли в брошенный дом и устроили в нём костёр. Три ребёнка заблокировали город. Каникулы у детей, что им делать? Кто должен обеспечивать их досуг? Зачем вы вообще там? А ваши коллеги в другой части города, из администрации Трусовского района не посмотрели, что камыш-то у нефтебазы несёт опасность. И там шёл кто-то и кинул бычок, простите. Один курильщик и трое детей устроили нам тут апокалипсис. Четыре человека, а такое впечатление, что тут орудовали немецкие бомбардировщики времён.
Чулпан Хаматов,