Астраханский драматический театр запустил 212-й сезон: открытие получилось более чем любопытным. Худрук и главный режиссёр театра Александр Огарёв представил публике свою трактовку романа Фёдора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы».
В ноябре отмечается двухсотлетний юбилей со дня рождения русского классика мировой литературы. К этой дате театру повезло получить грант Министерства культуры России, благодаря чему появилась возможность создать спектакль, который станет вехой в истории старейшей российского сцены.
Заслуженный артист России Огарёв за год работы в Астрахани показал, в каком направлении он ведёт коллектив и к чему нужно быть готовой местной публике. Его различные по форме спектакли, поставленные в прошлом сезоне, объединяет общий лейтмотив, в котором слышатся настойчивое стремление режиссёра быть максимально правдивым, иногда не считаясь с общепринятыми устоями и привычками. Нынешняя премьера также стала откровением: через эффектные приёмы проступает обнажённая прямота, беззащитность человеческой души перед роковыми обстоятельствами и непреодолимыми искушениями.
Столичный художник-постановщик Ася Скорик задала спектаклю сдержанный цветовой фон, позволяющий зрителю не отвлекаться от повествования. Конструкции и костюмы внешней лаконичностью дают персонажам свободу для выражения характеров, не доминируя над сутью происходящих в них порой шокирующих внутренних процессов. С актёрами работала московский хореограф Анастасия Кудрулёва. Она помогла наполнить спектакль движениями, выражающими сущность каждого персонажа.
Огарёв – мастер расстановки акцентов сквозного действия. Из, на первый взгляд, незначительных деталей и мелких штрихов создаётся объёмность спектакля, раскрывается образность, постигается общий смысл. Он вновь прибег к своей практике, работая с двумя составами исполнителей, вместо одного спектакля создав две разные вариации произведения. Актёрская трактовка персонажей настолько индивидуальна, что создаётся впечатление образного разночтения.
То, что роль Алексея Карамазова исполняет женщина (Александрина Мерецкая) не воспринимается диссонансом. Вместо «пышущего здоровьем подростка» зритель видит хрупкое существо с астматической одышкой, которая наступает всякий раз, когда Алексею предстоит выходить на новый виток противоречий с окружающими его людьми и поисками внутреннего убежища от несовершенства мира. Среди персонажей спектакля практически нет идеально здоровых людей. Физические и психологические отхождения от общепринятых норм не шокируют, а лишь подчёркивают многосложность вариантов оправдания поступков на тернистом пути к истине.
«Мы не претендуем на идеальное прочтение. Наш спектакль – только прикосновение к Достоевскому. “Братья Карамазовы” – огромный роман, требующий продолжительного и внимательного прочтения. В нашем прикосновении определённо есть доля спонтанности и сиюминутности. Действие спектакля, согласно повествованию, разворачивается в городе Скотопригоньевске, я бы сказал, в универсальном российском городе, в котором можно узнать даже Астрахань. Но прежде всего это некая внутренняя территория, на которой происходит путешествие из души в душу. На мой взгляд, состояние этих душ со времён Достоевского до наших дней изменилось не сильно. Сейчас, как и тогда русский человек наполнен противоречиями и неопределённостями. Состояние человека в романах Достоевского трудно определить. Оно всегда имеет несколько планов, чем он интересен и актуален вне времени», – рассказал AST-NEWS.ru Александр Огарёв.
Надо отдать должное режиссёру, который является и автором инсценировки, что текст Достоевского в спектакле не изменён. Непревзойдённый язык писателя, его звучание лежат в основе каждого образа, многие из которых далеки от стереотипов. Чёткий ритм спектаклю придаёт пластическое решение ролей. Многоплановость и отсутствие статичности, не позволяют зрителям ни на минуту отвлечься от происходящего. Почти трёхчасовой сложносочинённый спектакль смотрится легко.
Эффектов в новообретённом спектакле драмтеатра много: неожиданная подача традиционных образов, отсылка к восточным мотивам, натуралистические сцены, символы, аллегории, музыкальные ходы, эксперименты с пространством, попытки застать зрителей врасплох игрой света. Тончайший психологизм Достоевского, переданный через зрелищность, в моменте достигал своего апогея, резонируя с ожиданиями публики, иногда переворачивая и опровергая их.
В постановке много условностей и поверхностности, но всё оправдывается тем, что «Братья Карамазовы» – спектакль синтетический, играющий на всех струнах зрительского восприятия. Кому-то запомнится только картинка, кто-то поймает в нём мощный эмоциональный импульс, а другой уйдёт из театра с убеждением, что возможность спастись есть у каждого, даже самого безнадёжного человека – главное, не упустить её и не сорваться вниз в «огненное озеро». За подробностями – в театр. Ближайшие показы «Братьев Карамазовых» состоятся 26 и 28 сентября.
Екатерина Некрасова