Благодаря каналам, которые пересекают Астрахань вдоль и поперек, ее иногда называют Венецией. Сравнение, конечно, лестное. Но вот беда, до последнего времени эти самые городские каналы были в неприглядном состоянии.

Причины астраханцам известны. Это и водоросли и бытовой мусор, и даже отходы производства. Чтобы хоть как-то избавиться от водорослей, в каналы уже неоднократно выпускали травоядную рыбу, в основном карповых пород, а также белого амура, толстолобика и некоторых других. Но много ли съест рыба травы, если она в нашу жару растет не по дням, а по часам. Поэтому в подмогу рыбам на каналах работают специалисты из организации, которая следит за чистотой городских каналов. Но и они на стареньком суденышке не успевали очищать от водорослей и хлама эти водные артерии.

Картина стала меняться примерно за год до 450-летнего юбилея, когда стали приводить в порядок берега, которые, прямо скажу, портили настроение горожанам и гостям города. Именно тогда корпорация «Инжтрансстрой» взялась за реконструкцию береговой линии каналов, одевая их в бетон. Только за 2007 год ею был выполнен объем работ более чем на 600 миллионов рублей. Но этого оказалось недостаточно. Пришлось астраханским властям идти на поклон к правительству страны, понимая значение каналов для Астрахани, которые являются естественными дренажными системами. Без них Астрахань может уйти под воду, как сказочный город Китеж. Так близко у нас находятся грунтовые воды. Премьер- министр благосклонно отнесся к просьбе руководства региона и прибавил к полутора миллиардам рублей, выделенных на реконструкцию внутригородских артерий, еще целых два миллиарда. Таким образом, на астраханские каналы, их реконструкцию и дноуглубление из госбюджета было выделено три с половинной миллиарда рублей. Собственно, эти цифры звучали из уст руководителя корпорации Ефима Басина в ноябре 2007 года. Возможно, за время строительных работ сумма увеличилась. Но, так или иначе, в данный момент каналы выглядят вполне прилично. Правда, от мусора и водорослей не так-то просто избавиться. Эта проблема до последнего времени оставалась довольно острой. И вот в этом году начался новый виток реализации масштабной программы по берегоустройству и реконструкции насосных станций городских каналов. На эти цели планируется потратить более 400 миллионов рублей. Как оказывается, первый этап реконструкции был реализован в 2008 году. То есть, в юбилейный для Астрахани год. Именно тогда состоялся пробный пуск насосных труб на дамбе Приволжского затона и реке Царев. Но необходимой проточности воды в водоемах достигнуто не было. Вода по-прежнему зацветала и заболачивалась. Надо было думать, как улучшить положение.

В июне текущего года от специалистов поступило предложение реконструировать насосную станцию, которая расположена под желябовским мостом, которая первой принимает напор воды из Волги. Кроме этого провести берегоукрепительные работы на Набережной Приволжского затона и красной набережной в районе больших Исад.

Что касается выполнения работ по уборке внутригородских каналов от водной растительности, то тут проблема, в общем-то, не сложная. Администрация города намерена приобрести многопрофильную, многофункциональную машину класса амфибия Ruxor DМ-500, камышекосилки «Ондатра», и насосных косилок на лодке. Эта техника позволит значительно улучшить качество уборки каналов и уменьшить трудовые затраты при выполнении очистки водной поверхности. Глядишь, и станут наши городские каналы годными для движения мелкосидящих судов.

Кстати, о мелкосидящих судах совсем недавно, в июле, шла речь в ЗАО «Астрамарин», которое посетил губернатор Александр Жилкин. Ему там представили модель прогулочного катера, способного передвигаться по мелководью, который очень даже подходит для городских каналов.

Много лет идут дебаты о прогулочных катерах для туристов, желающих ознакомиться с Астраханью водным путем. А воз и ныне там. Может быть эта возможность осуществиться? Я, например, этого хочу.

Б.Волжский,

"Факт и компромат" № 26, 27.08.11.