В понедельник общественность отмечала День прав человека. В Астраханской области аппарат уполномоченного по правам человека действует 15 лет. Ежедневно за юридической помощью обращается от пяти до двадцати человек. За год число заявлений (звонков, писем и личных приемов) составляет около 3000, и с каждым годом цифра растет.

О наиболее актуальных проблемах в области прав человека «Горожанин» побеседовал с астраханским омбудсменом Андреем Спицыным.

Андрей Владимирович, сейчас Ашулук является самой обсуждаемой темой. Как развивается ситуация на полигоне с момента Вашего последнего визита осенью?

— В связи с полигоном Ашулук я выделил бы три проблемы.

Первая — безопасность астраханцев. Мы знаем, что они обращаются с жалобами в различные инстанции, в том числе и к нам, когда начинаются колебания почвы, и в последнее время эти жалобы стали довольно частыми.

Вторая проблема, которая, возможно, станет актуальной в ближайшее время, — воздействие последствий взрывов на окружающую среду. Никто не знает, какие виды боеприпасов, с какой «начинкой» там уничтожаются. По сведениям военных, в день утилизируется 1200-1500 тонн боеприпасов. То есть фактически приходит эшелон, его выгружают 2000 военнослужащих, порядка 400-500 машин уходят в степь и там происходит подрыв. Понятно, что в результате взрывов происходят выбросы продуктов сгорания взрывчатых веществ, разлетаются осколки и иные части боеприпасов, которые также содержат различные химические соединения. По моему мнению, уже сегодня нужно обратить внимание на проблему последствий взрывов и их воздействие на экологию нашей области.

Третья проблема — безопасность военнослужащих, молодых ребят, проходящих военную службу по призыву. Мы обеспокоены тем, что призывники находятся в тяжелых полевых условиях. Мы неоднократно обращались к министру обороны с просьбой создать надлежащие жилищно-бытовые условия, а также организовать нормальный отдых солдат. Не может парень жить всю зиму в палатке и иметь условия хуже, чем у лиц, которые содержатся в местах лишения свободы. Радует одно — поступают сообщения, что снаряды на полигоне в новом году прекратят взрывать, значит, мы можем думать, что свою задачу выполнили.

По вопросам ЖКХ к вам обращаются с жалобами?

— По вопросам жилищно-коммунального хозяйства жалобы были и раньше, но сегодня все больше поступает жалоб на деятельность управляющих компаний и ТСЖ. Это болевая точка общества, потому что государство, передав управление жильем в руки граждан, рассчитывало, что они сами будут контролировать и плату за получение тех услуг, которые им оказывают УК и ТСЖ. Однако у руля этих организаций порой оказываются лица, которые считают, что могут улучшить свое материальное состояние. Плата за содержание жилья у всех разная, есть 4 рубля с кв. м, а некоторые берут и по 11 рублей. И зачастую высокая цена не гарантирует хорошее содержание. Граждане пытаются разобраться, почему так происходит. Открытой информации — куда эти деньги уходят и как председатель ТСЖ или директор УК распоряжается этими деньгами — у людей нет. Это вызывает конфликты между гражданином и ТСЖ или управляющей компанией. Или вдруг гражданину приходит платеж, Что он по итогам года должен за воду еще 2000 рублей. Если в доме, к примеру, сто квартир, то компания получит 200 тысяч рублей. Могло ли ТСЖ или УК на полив затратить 200 тысяч рублей? Если эту сумму перевести в кубометры, то во всем дворе должна круглосуточно стоять вода на полметра. Гражданину никто из правления ТСЖ или УК не разъясняет, откуда берутся такие суммы. И граждане часто с этими вопросами приходят к нам. Мы пытаемся разобраться, как складывается эта ценовая политика, обращаемся в суды, что-то получается, а что-то нет. Коммунальные платежи за газ, воду, электричество более прозрачны, а вот ремонт и содержание жилья — нет. Государство не создало специальную структуру, которая бы контролировала деятельность управляющих организаций.

Создание такого контролирующего органа не приведет к очередному расширению чиновничьего аппарата?

— Законодатель установил, что жилищная инспекция должна контролировать деятельность ТСЖ и УК, но, провозгласив все это, государство не создало реальных условий, чтобы все это действительно работало. На сегодняшний день человеку нелегко противостоять ТСЖ и управляющей компании. Без контролирующего госоргана у нас пока не работает система противовеса.

А на деятельность банков, предоставивших ипотеку, жалобы поступают?

— Да, особенно бурный всплеск случился, когда наступил кризис и банки стали забирать обратно эти квартиры. Выселяется же вся семья, вместе с детьми, а ранее занимаемую квартиру уже продали ради приобретения новой. Проблемы здесь большие, не всегда мы можем помочь, но в отдельных случаях помогаем.

Не обижает ли государство квартирным вопросом детей-сирот?

— Данный вопрос скорее в ведении уполномоченного по правам ребенка. Но могу сказать, что органы исполнительной власти по мере возможностей эту проблему решают. Конечно, у нас было и остаётся много обращений со стороны детей-сирот. Только по одной Астрахани более 800 человек стоит на очереди. В текущем году принята программа по обеспечению их жильем. Деньги выделяются на всю область, Икрянинский район строит жилой дом для детей-сирот, Красноярский район зарезервировал квартиры.

Работает ли в регионе 28-я статья Земельного кодекса РФ о выделении участков для многодетных семей?

— В принципе работает, но не без проблем. Мы провели специальное исследование того, как реализуется право многодетных семей на земельные участки для жилищного строительства. Результатом стал специальный доклад уполномоченного по правам человека на эту тему. Проделанная работа позволила сегодня обратить внимание руководителей муниципальных образований, а также законодателей на имеющиеся недоработки, в т.ч. по правовому регулированию. Конечно, главная трудность — отсутствие достаточного количества земель, снабженных инженерными коммуникациями. Тем не менее подвижки имеются. Например, Йкрянинский район в поселке Ильинка будет выделять дополнительные участки земли для многодетных семей. В Наримановском и Володарском районах с многодетными семьями также активно работают. Другие районы тоже постепенно начинают решать эту проблему. А вот в Астрахани вопрос объективно решается сложнее, так как земельных участков, находящихся в центральной части города и пригодных для строительства, практически не осталось.

Нарушаются ли права предпринимателей? Обращается ли к вам эта категория граждан?

— Поступило обращение из Ахтубинска от семьи предпринимателей. Они были осуждены на длительные сроки лишения свободы за хищение средств путем мошенничества. Предприятие проводило ремонт домов по госпрограмме, и правоохранительные органы решили, что предприниматели имели умысел на хищение средств. Мы изучили материалы дела и пришли к выводу, что не всё так однозначно. Но оказать им помощь по освобождению от наказания мы не смогли. Они прошли все судебные инстанции, вплоть до Верховного суда, везде было принято решение, что они виновны.

Последний раз они обратились в комиссию по помилованию. Я выступил с предложением удовлетворить прошение, чтобы люди вышли на свободу, отбыв хотя бы половину срока от назначенных пяти-шести лет лишения свободы. Если все будет благополучно, то они выйдут на свободу по иным основаниям, пусть даже не реабилитирующим.

Вы оказываете реальную помощь простым гражданам, которые оказались жертвами профессиональных ошибок сотрудников правоохранительных органов?

— Уполномоченный может вмешаться тогда, когда есть вина со стороны правоохранительных органов. Мы имеем возможность направить жалобу с нашим мнением в органы прокуратуры или в следственный комитет.

Раньше было много жалоб в связи с применением мер физического воздействия. Проще говоря, людей били. Сейчас подобных обращений не так много.

Зато чаще жалуются на неэффективность исполнения правоохранительными органами обязанностей в ситуациях, когда должники намеренно не возвращают деньги кредиторам. Есть расписки, налицо явный факт мошенничества, а в гражданском порядке невозможно решить вопрос, потому что у человека нет имущества для описи. В этой ситуации правоохранительные органы «отмахиваются» от таких заявлений, а схема мошенничества распространяется. Поэтому астраханцам надо быть внимательными. Сегодня нельзя отдавать деньги под расписку — большой риск ничего не получить обратно. Уголовные дела если и возбуждаются, то либо приостанавливаются, либо прекращаются, идут тяжело.

Не нарушается ли право астраханцев на свободу слова?

— Этот вопрос больше к вам, чем ко мне. Когда ко мне приходят люди, они говорят все, что хотят. Как реализуется эта свобода — вопрос к вам. Если вы печатаете материалы по любым обращениям граждан, значит, она есть.

Анна Логинова,

"Горожанин" № 49, 12.12.2012 г.