Всему хорошему когда-нибудь приходит конец, в том числе и в Астрахани: уже в следующем году станут уходить в прошлое маршрутные газели, один из символов целой эпохи в жизни Астрахани, между прочим.

Эпоха "профессионалов" не просто заканчивается с громкими скандалами и поломанными людскими судьбами - и тех, кто уже стал жертвой "профессионализма", и тех, кому предстоит разделить эту же участь в ближайшее время.

Плюс 1100 безработных

Что произойдёт через некоторое время после снижения количества маршрутных такси, представить не трудно, это будут полторы тысячи водителей, оставшихся без работы. Да, часть из них перейдёт в ряды водителей автобусов, ожидаемых взамен сокращённых маршрутов. А речь сейчас идёт фактически о трёх четвертях всего парка маршрутных такси. Вычтем из этого количества 400 человек и получим 1100 потенциально безработных водителей. Откуда такой пессимизм? Так это только оптимистические оценки. Ведь далеко не факт, что на новые автобусы не придут и новые водители, а значит и цифра 1100 может измениться и почти наверняка в большую сторону.

Почему же "почти" наверняка? Дело в том, что в результате существенного сокращения доли «Газелей» в общем городском трафике, ситуация на дорогах в целом улучшится. Это моё мнение как участника дорожного движения. На этом фоне, а также на фоне дефицита маршрутного такси, астраханцы начнут чаще пользоваться услугами такси обычного. Опять же, такси у нас называют всё, что везёт, ведь контроля за мифическими операторами из Томска и Казахстана (что в основной своей массе и обслуживают астраханцев) попросту нет. Отсутствие налоговых отчислений позволяет таким частным лавочкам демпинговать, снижая цену по сравнению с официальными перевозчиками в два-три раза. Целый полк безработных водителей, владеющих специфическими навыками вождения - это два новых оператора такси. Вероятно, цены на услуги этого рынка будут либо незначительно снижаться, либо произойдёт "заморозка" на значительный срок в силу обострившейся конкуренции.

Город как клуб экстремального вождения

Станет ли безопаснее от этого? Да, и всем. Бывший водитель «Газели» на легковушке в качестве таксиста при всём желании не совершит столько "весёлых" парковок везде и всюду, где подскажет зов сердца пассажира. Таксистам не нужно возить перегруз и заниматься целый день радиопереговорами со своими собратьями на предмет философский:

- Где они? ТАМ ещё стоят? Понятно.

Или совсем же интеллигентские разговоры о высоком: "Почему ты меня обогнал?" Пять минут выясняется причина. Всё это время телефон у уха. Свободная рука работает с деньгами, рулём, коробкой передач, ею же можно сделать тише радио, ну и сигарету прикурить. Почему астраханцы не занимают первые места на престижных гонках? Да у нас весь город - клуб экстремального вождения, а «газелисты» - лучшие. Все их за это тихонечко... ну вы поняли. Я бы не смог так ездить. ИНОГДА рулить правой - это не езда, а цирковой номер. И я не шучу - это очень серьёзно. Эти люди, перешедшие в обычные такси, наконец-то смогут рулить двумя руками. Да после этого можно хоть светофоры убирать - настолько профессионалы будут ездить и возить людей.

«Газели» уберут. Что дальше?

Но может случиться и не такое. Как это не скрывай, а многие водители имели в прошлом горький опыт. В прошлом, да, бывает такое. И даже если на старуху бывает проруха, а мэра вдруг начинают охранять как перо Жар-птицы, то чего уж о водителях-то, в самом деле. В любом случае на работу устраивать людей нужно. Вот только я не видел, чтобы в городе открылся крупнейший испытательный центр по тест-драйву всех видов передвижных, и туда срочно требуется полк водителей экстра-класса. Куда люди-то работать пойдут? В этом и есть закавыка: время "профессионалов" кончилось по факту, но перешло в параллельную реальность, куда тащит за собой все свои пережитки. Волей не волей, а участниками этой драмы станут в той или иной степени все астраханцы.

Единственное, что вселяет надежду, так это принятие плавного перехода на автобусные перевозки. Возможно, за полтора года люди устроятся на другую работу, может и не водителем вовсе. Цезарь делал несколько дел одновременно, но и он меркнет на фоне тех людей, без которых многие из нас были бы вынуждены ходить пешком. Я ни в коей мере не разделяю мнение авторов сегодняшней транспортной концепции, не поддерживаю этот гвалт на дороге, однако запретить у нас быстро умеют, а вот создать в обстановке "непростого" городского политического ландшафта замену прежней работы в таком объёме получится ли?

Иван Вездебываев,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 47 (557), 06.12.2013 г.