По точной мысли А.Бадью, политика это то, что «дает проявиться возможности, которая была невидимой или немыслимой». То есть политика это то, что вырывает возможность из невозможного (студенты у Сорбонны в 1968 году кричали «требуйте невозможного!»). Последние годы до СВО были отмечены угасанием любых возможностей. Одни и те же лица застыли на экранах. Поэтому при декларативном стремлении к будущему возникла его боязнь, при формальном движении вперед началось парадоксальное возвращение к «золотому веку» советской античности.
Вся массовая культура, все выступления чиновников несли в себе один ключевой посыл «постарайся стать менеджером по продажам. И тогда у тебя будет все хорошо». Идеология «менеджера среднего звена» (homo menegeris) стала государственной идеологией. Людям, способным построить великое государство, свернуть горы, дать новые смыслы половине мира, людям, давшим Пушкина и Достоевского, двадцать лет настойчиво предлагали стать простыми обывателями. И жить ради стиральной машины, квартиры, дешевой дряни из Икеи.
Они всегда мечтали о Царстве Божием, о великой и гордой России, о мировом лидерстве, а теперь им предлагалось трепетно, жертвенно, до самозабвения мечтать о новом айфоне и должности старшего менеджера по продажам. И почти добились своего. Ведь для того, чтобы уничтожить танковый завод, не обязательно взрывать цеха и разгонять рабочих. Надо просто поручить делать вместо танков кастрюли. И бросить все силы прославленного коллектива на совершенствование этих важнейших предметов.
СВО, среди прочего, дала возможность вырваться из этого круга, затеять то, что казалось невозможным, то есть вернуть реальную политику. Россия сегодня берет на себя решение задач, имеющих значение для всего мира. Победа над всеобщей несправедливостью, насилием вместо дипломатии, расчеловечиванием, деградацией цивилизации.
А дальше, по окончании СВО, амбиции перейдут в гражданские сферы – прорыв в технологиях, остановка старения, победа над раком, полет на Марс – что угодно. Ведь полет Гагарина (победа в космосе) органическом выросла из победы на фронте. Если там, тогда смогли – сможем всё и здесь, сейчас, всё преодолеем, сумеем, свершим.
Важно одно – у нас всегда должны быть амбициозные цели, мобилизация должна сохраниться как инструмент для решения глобальных задач и донесение смыслов до остального мира. Главная задача – дать людям смелость требовать невозможного. Тем более, что обстановка в мире максимально благоприятствует этому.
Борис Якеменко