Буря, кипевшая в Госдуме на прошлой неделе, потихоньку улеглась. В пятницу на Охотный Ряд с поникшими головами вернулись две из трех взбунтовавшихся фракций – ЛДПР и «Справедливая Россия». Сегодня и КПРФ решит, приходить ей в среду на пленарное заседание или нет. Впрочем, коммунисты еще грозятся вывести людей на улицы. Между тем некоторые эксперты говорят, что парламентский бунт – «это только первая ласточка». Однако есть другое мнение: мы стали свидетелями «большого политического спектакля», пьеса для которого была написана с одной целью – «сбить спесь с единороссов».
Бунт в парламенте сошел на нет очень быстро. Еще в прошлую среду на Охотном Ряду представители ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России» метали молнии: грозились, что не будут приходить на пленарные заседания, пока не встретятся с президентом, требовали отправить в отставку главу ЦИК Владимира Чурова, а заодно и спикера Госдумы Бориса Грызлова, настаивали на пересмотре результатов региональных выборов…
Однако уже в пятницу на парламентской пленарке появились две из трех бунтующих фракций. А ведь еще в первой половине четверга все думские повстанцы говорили, что пятничное заседание тоже проигнорируют, хотя накануне вечером лидеры фракций пообщались по телефону с Дмитрием Медведевым. Однако, поговорив с председателем нижней палаты Борисом Грызловым, многие законодатели неожиданно поменяли свое решение. Первой о возвращении в Думу заговорила ЛДПР, которая, кстати, и начала «заварушку». «Мы уже реализовали свое право быть услышанными президентом. Он нас услышал. Проблема с участием в Думе практически уже снята», – объяснил разворот Владимир Жириновский.
Вслед за либерал-демократами о возвращении заговорили справедливороссы. Окончательно идею приступить к работе они одобрили большинством голосов на утреннем пятничном собрании фракции. Решение это, надо заметить, не было единогласным – два депутата проголосовали против, трое воздержались. Самыми стойкими оказались коммунисты – никто из них так и не появился на последнем пленарном заседании. Без КПРФ Госдума, как и хотел когда-то Борис Грызлов, действительно превратилась в место «не для дискуссий». Все 30 пунктов повестки дня были рассмотрены за рекордно короткое время (примерно за два часа). Причем законопроекты принимались или отклонялись в пугающей тишине – возражать и задавать вопросы никто, как казалось, не хотел. Пришедшие на работу справедливороссы и либерал-демократы выглядели подавленными, грустными и сидели как никогда тихо. Борис Грызлов, который вел заседание, после каждого выступления с надеждой спрашивал, нет ли вопросов. Но ни одной руки не поднялось.
Только в самом начале заседания экс-бунтари нарушили давящую тишину. В ответ на слова спикера о том, что для него «остается принципиально важным участие всех фракций в законодательной деятельности», член «СР» Олег Шеин пригласил коллег на просмотр видео о нарушениях на выборах в Астрахани, где он баллотировался в мэры. «Там люди расскажут, как их избивали, как резали шины на десятках маршруток с нашими плакатами, как в день голосования бандиты заняли все территориальные избирательные комиссии и не пускали туда членов «Справедливой России», – анонсировал г-н Шеин.
Позже он рассказал «НИ», что «лично голосовал против решения возвращаться на пленарные заседания». Депутат подчеркнул: хоть «встреча с президентом, о которой мы просили, состоится в субботу – 24 октября», он не считает, что основные требования фракции выполнены. «Мы просили для себя далеко не пять минут выступления на общеполитические темы в начале пленарных заседаний и даже не переноса встречи с президентом на несколько дней вперед. Мы-то требовали детального разбора того, что произошло 11 октября», – заявил он. Олег Шеин настаивает: нужно «расследовать события по выборам в Москве, где результаты «СР» были сокращены в два раза», и в Астрахани, где «было не состязание между партиями, а просто бандитский путч». «Там до сих пор продолжается бессрочная акция протеста и будет она идти, пока что-то не изменится», – пообещал он.
А вот его коллега по фракции Оксана Дмитриева, которая в среду и увела эсеров из зала заседаний, считает, что все требования были выполнены – и встреча с президентом состоится, и изменения в регламент будут внесены, и комиссия по мониторингу избирательных кампаний будет создана. Вспоминая день думского протеста, г-жа Дмитриева рассказала «НИ», что «была уполномочена только сделать заявление о массовых нарушениях на выборах». «И я попыталась об этом сказать, но мне это не дали сделать. Руководство Госдумы вело себя совершенно неподобающим образом. Когда мы вышли из зала, все это решение поддержали, не было ни одного голоса против этого шага», – вспоминает она.
В ЛДПР разногласий не замечено: против решения Владимира Жириновского вернуть фракцию к работе никто не выступил. Правда, сам он, будто пытаясь сгладить ситуацию, заявил, что партия в среду потребует отставки главы Центризбиркома. «Он уйдет с позором, с инфарктом, с инсультом»,– обещает г-н Жириновский.
Коммунисты, не явившись на заседание, в Госдуму в пятницу все же приехали. Ходивший по коридорам парламента Анатолий Локоть из КПРФ рассказал «НИ», что хорошо понимает своих коллег из соседних фракций. «На все три фракции, которые в прошлую среду покинули Госдуму, давили с неимоверной силой. И не только со стороны думского большинства в лице «Единой России», но и из администрации президента. Со стороны исполнительной власти оказывалось давление на всех бунтовщиков и на нашу фракцию в том числе», – пожаловался он. Кроме того, г-н Локоть сообщил, что сегодня президиум ЦК КПРФ будет решать, пойдут ли сами коммунисты на заседание в среду «послушать Чурова». «Я предполагаю, что мы придем, чтобы задать ему вопросы и дать оценку прошедшим выборам. Что будет дальше – решит руководство. Ситуация быстро меняется – сейчас идут напряженные переговоры с председателем Госдумы, с президентом», – сказал народный избранник.
Вспоминая горячую на события среду, Анатолий Локоть поклялся «НИ», что «никаких договоренностей встать и уйти между тремя фракциями не было». «Накануне мы обменялись оценкой итогов и хода выборов – резкая критика была у всех трех партий. И может быть, если бы «Единая Россия» дала нам возможность выговориться на заседании, выпустить пар, то ничего бы не произошло. Но «единороссы» повели себя традиционно, затыкали нам рот, и это спровоцировало реакцию, которую вы видели. Ну сколько можно было терпеть!» – возмутился г-н Локоть. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов в пятницу рассказал, что тоже собирается «всеми способами добиваться отставки председателя ЦИК Владимира Чурова», и пообещал подключить к этому всех своих избирателей. Кроме того, КПРФ 22 октября собирается вывести людей на улицы и провести всероссийскую акцию протеста «За честные выборы».
Что же касается «Единой России», то ее в Кремле поддержали и подбодрили. В пятницу первый заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков, выступая перед региональным активом «ЕР», призвал партийцев «не оправдываться перед оппозицией, после того как итоги выборов подведены». «Не надо стесняться заслуженной победы!» – убежден он.
Между тем эксперты называют этот, пусть и скоротечный, демарш депутатов признаком «меняющейся политической и социо-культурной ситуации в стране». Независимый политолог Дмитрий Орешкин заявил «НИ», что «выборы в России всегда были не идеальными». «И от года к году они становились все более нечестными. Мне было непонятно, когда же наступит переломный момент. И вот, по-моему, он наступил на прошлой неделе – когда взбунтовалась Дума», – считает эксперт. По его оценке, «такого масштаба фальсификаций, как этой осенью, на выборах действительно не было никогда». Аналитик убежден: когда сверху идет все более откровенное пренебрежение избирателями и приличиями, а снизу накапливается недовольство этим, то рано или поздно эти направленные друг к другу векторы должны были встретиться. «И они встретились – и депутаты возмутились, и сделали это эмоционально. Но им ведь и не оставалось ничего другого», – полагает г-н Орешкин.
Кроме того, политолог отметил, что в парламенте тоже сидят живые люди, у которых есть представления о порядочности, долге, о стране: «И когда люди чувствуют, что допустимый градус пройден – они перестают молчать и терпеть. Вот депутаты и взорвались». Эксперт уверен, что бунт депутатов – это «еще только первая ласточка». По его оценке, решившиеся на протест «сильно рисковали личным благополучием и понимали, что их могут лишить партийных привилегий или вообще мандатов». «Они внушили надежду, что мы недолго будем еще так куковать», – заключил Дмитрий Орешкин.
Тем временем, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, считает, что «данный думский инцидент был изначально согласован с администрацией президента». «Странно, что такие разношерстные депутаты организованно покинули зал заседания. Дальнейшее скорое возвращение «СР» и ЛДПР только подтвердили мои предположения», – заявил он «НИ». Политолог пояснил: запоздание КПРФ с возвращением нужно коммунистам, чтобы оправдаться перед избирателями.
По словам г-на Мухина, «все это – большой политический спектакль», который завершится 24 октября на встрече с президентом. «Фракции ему нажалуются, передадут документы о нарушении избирательной кампании. Это даст президенту основание публично высечь «Единую Россию» за то, что она игнорировала его личное пожелание не пользоваться так откровенно административным ресурсом и создать конкурентную среду на выборах», – прогнозирует эксперт. Он вспомнил, как «единороссы» «имели наглость прийти в Кремль и представить списки кандидатов на посты глав регионов исключительно из своих однопартийцев». «И когда Дмитрий Медведев спросил у Бориса Грызлова, почему так вышло, последний ответил, что, мол, выборы надо выигрывать. Поэтому и затеяли весь этот педагогический процесс, который должен сбить спесь с единороссов, бронзовеющих на глазах», – предполагает Алексей Мухин. Политолог уверен: члены ЕР «поникнут головой, сделают скорбное лицо и пообещают на следующих выборах вести себя прилично, но потом будут заниматься тем же самым». «Природу этой партии уже не изменить – ведь это партия чиновников. И административный ресурс для нее – всего лишь политическая технология», – пояснил специалист.
Почему бунтовали думцы?
Марина ЮДЕНИЧ, писатель:
– Если мы пытаемся жить в правовом государстве, то каждое неправильное, с точки зрения любого представителя социума, решение должно быть опротестовано в суде. Странно, что депутаты, которые сами непосредственно связаны с «производством» законов, не усвоили эту истину. Если у них есть доказательства того, что выборы прошли нечестно, то первое, что сделал бы обычный человек, не говоря уж о депутатах, – это подать в суд. А подобные демарши с громкими заявлениями, демонстративными уходами и иными театральными эффектами делаются скорее в пиар-целях, а не для того, чтобы действительно отстаивать свои права.
Дмитрий АСТРАХАН, режиссер, сценарист:
– У нас демократическая страна, и если сразу три фракции так решили, значит, у них были на то мотивы. Люди выражают свое мнение, и это нормальная ситуация. Подтасовка голосов – серьезное обвинение. И лучше всего к делу подключить суд. Конечно, я не могу сказать, что из этого выйдет, но надеюсь, в нашем демократическом обществе цивилизованным путем можно добиться каких-то результатов.
Марина ЯКОВЛЕВА, актриса:
– Это типичная ситуация, можно сказать, естественная реакция человека, рефлекс. Так часто бывает в быту – если у кого-то чего-то больше, то остальные его осуждают. Естественно, оппозиционным партиям хотелось набрать как можно больше голосов, и, когда стало ясно, что у них это не вышло, они сочли себя обиженными, а итоги выборов объявили фальсификацией. Но лично я не вижу смысла в подтасовке избирательных бюллетеней. По-моему, и так понятно, что подавляющее большинство народа у нас будет голосовать за правящую партию.
Аркадий АРКАНОВ, писатель, драматург:
– Мне симпатичен такой акт протеста в нашей свободной стране. Единственное, что вызывает сомнение, – не было ли в этом показухи? Такие акции должны приводить к результатам. А тут с самого начала было подозрение, что протестующие скажут: «Извините, мы погорячились. Давайте снова работать вместе». Сначала покинули зал, а через день забыли, так ничего и не добившись.
Опрос подготовили Юлия АНУРИНА, Юлия КАЛИНИНА,
"Новые известия"