Агенты негосударственных пенсионных фондов используют личные данные горожан ради наживы.

Пенсионная реформа в России идет несколько лет. Как выясняется, на ней кормятся мошенники.

Астраханка Елена ИВАНОВА рассказала «Хронометру» такую историю.

— Несколько лет назад, когда появились негосударственные пенсионные фонды, мы с мужем перевели накопления в один из них. Выбирали тщательно, чтобы был надежный. А недавно супругу звонят из этой компании. И спрашивают, почему он решил уйти. Якобы от него поступила заявка. Но он ни в какую другую компанию не обращался, никаких заявлений не писал!

Стали разбираться. Оказалось, накопления без ведома мужа перешли в негосударственный пенсионный фонд (НПФ), находящийся в Волгограде. В новой компании пояснили, что в прошлом году к ним приехал мужчина из Астрахани и предложил подкинуть клиентов.

— Откуда аферист раздобыл паспортные данные, мы так и не поняли. Написали заявление в прокуратуру. Сейчас проводится проверка. Через знакомых в милиции сами «пробили» этого мошенника. Оказалось, что он имеет криминальное прошлое. Почему фонды, занимающиеся пенсионными накоплениями, работают с такими людьми?

Письменных жалоб — почти два десятка

В региональном отделении пенсионного фонда «Хронометру» сообщили, что подобные истории сейчас не редкость. Обращения стали поступать в апреле-мае —после того, как людям были разосланы уведомления. — У нас 19 письменных и 35 устных обращений по этому поводу, — рассказала главный специалист-эксперт отдела организации и учета процесса инвестирования отделения ПФР по Астраханской области Вера ГЕЕЦ.

Но это не все пострадавшие. Ведь многие в ПФР не обращаются. А кто-то до сих пор не знает, что стал жертвой обмана. Есть люди, вникающие в суть уведомлений. Другие их даже не читают. Третьи видят — в уведомлении что-то не то. Но предпочитают не разбираться. У кого-то времени нет, у кого-то - желания.

Во всем виноваты плохие сотрудники?

Неразбериха возникла из-за недобросовестных сотрудников некоторых компаний. Схема простая. Организация заключает соглашения с агентами,« те начинают работу. Суть ее - привести новых клиентов. За каждого положено денежное вознаграждение. Чем больше клиентов, тем больше заработок.

Нечистые на руку агенты стали подделывать подписи застрахованных лиц или просто вводить людей в заблуждение.

— Например, в процессе подписания банковской сделки. Ведь некоторые кредитные организации могут принимать заявления о переводе накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд, — пояснила Вера Геец.

Бывает и так, что агенты, переходя из одного фонда в другой, уводят за собой и наработанных клиентов.

Другие такие «работнички» разными способами выуживают информацию о человеке. Могут представиться переписчиками, работниками компании, управляющей домом, — кем угодно. Лишь бы переписать данные. —У нас до сих пор по квартирам ходят непонятные люди. Называют себя работниками пенсионного фонда. Но не уточняют, какого именно. Предлагают подписать документы, — рассказала астраханка Наталья СОЛНЦЕВА. — Многие люди думают, что перед ними сотрудники ПФР, и дают информацию о себе.

Для перевода человека из одного фонда в другой нужны договор с клиентом и подписанное им заявление. Договор может оформляться агентом любой компании. Заявление должно подаваться в управление Пенсионного фонда России. Для этого гражданину нужно лично прийти туда. Естественно, многие сами никуда не идут. Потому ПФР уполномочил некоторые негосударственные пенсионные фонды принимать заявления. Это и развязало руки недобросовестным агентам.

Сейчас по обращениям граждан ведутся разбирательства. Чаще всего, компании просто увольняют нерадивых агентов.

— Направлены запросы в негосударственные пенсионные фонды. Некоторые дела рассматриваются прокуратурой, — сообщила Вера Геец. — Ответов еще нет, поэтому говорить о чем-то конкретном рано.

Но возникает вопрос—не было ли ошибкой широкое делегирование полномочий негосударственным фондам, которые набирают в агенты абы кого? И где гарантия, что личные данные, полученные обманным путем, не всплывут где-то еще? Что на них не зарегистрируют фирму-однодневку, не оформят серьезный кредит? А пострадавший узнает об этом лишь через несколько лет...

Главное - не паникуйте

Вера ГЕЕЦ, главный специалист-эксперт отдела организации и учёта процесса инвестирования Пенсионного фонда по Астраханской области:

— Если вы обнаружили, что пенсионные накопления без вашего ведома переведены в другой негосударственный фонд, не паникуйте. Во-первых, за вами по-прежнему остается право ежегодно менять страховщика. Во-вторых, деятельность всех НПФ контролируется, это обеспечивает сохранность накоплений граждан. Деньги в следующем году передаются той компании, которую вы выберете. Тем, кому только предстот встреча с агентами, советую внимательно слушать все, что говорят. Не предоставлять безоговорочно документы. Серьезно относиться к персональным данным. Если заинтересовались информацией о работе фонда, совсем необязательно тут же подписывать договор. Назначьте встречу через 1 -2 дня. А за это время узнайте все об организации: доходность, срок деятельности, учредителей.

Андрей ЕГОРОВ,

"Хронометр-Астрахань" № 24, 14.06.11.