Вроде бы постоянно приходится слышать о регулярно проводимых акциях по борьбе с наркоманией. Акции какие-то проводятся, Астрахань обвешана баннерами с фразами, что «наркотики – это плохо» (интересно, кстати, будет ли продолжение серии в виде баннеров с «дважды два - четыре» и прочими очевидными банальностями?). В общем, работа кипит.
А тем временем на местном уровне принимается закон о профилактике наркомании и токсикомании, в котором впервые выстраивается чёткая система взаимодействия учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты и других структур, осуществляющих профилактическую работу. Впервые!
Сколько лет уже проблеме наркомании в нашей стране? Ладно, не будем брать в счёт опыт борьбы с ней в советские годы, всё-таки, система в стране была другая и применить те методы взаимодействия к существующей сейчас, естественно, не всегда возможно. Допустим, девяностые, особенно, их первую половину, тоже можно не учитывать, тогда в стране вообще не до наркоманов было…. Но в двухтысячных-то чем занимались? Когда у власти были практически те же лица, что и сейчас.
Оказывается, до этого момента у нас не было чёткой системы взаимодействия учреждений по борьбе с наркоманией. То есть каждое учреждение боролось само по себе. А учитывая, что способы борьбы очень и очень разные, нетрудно догадаться, к чему такое могло привести.
В принципе, цифры говорят сами за себя. В то время, когда, казалось бы, наступила хоть какая-то экономическая стабильность и число наркоманов должно было снизиться, у нас в регионе за год число наркоманов увеличилось на 19%, токсикоманов на 33%.. В сельских районах рост составил 75%. Лучше бы у нас такие цифры в отчётах о росте сельского хозяйства или промышленного производства появлялись.
Самое страшное тут в том, что растёт число токсикоманов. Это показатель общей экономической ситуации. Наркоманы – это одно, среди них много людей как раз обеспеченных, которые стали наркоманами потому, что им уже просто скучно и за свои деньги хочется каких-то совсем новых ощущений. А вот токсикоманы – это люди, обычно, с самого дна. Те, которым не хватает денег на наркотики и которые просто травятся, сами это прекрасно осознавая.
Понятно было, когда рост числа токсикоманов происходил в девяностые годы. Когда всё в стране рушилось, и логичным было появление в подвалах массы брошенных на произвол судьбы подростков, развлекающихся вдыханием паров растворителя. Но сейчас-то в чём причина? Казалось бы, и кризис настолько на регион не повлиял, чтобы привести к такому росту числа токсикоманов, и вообще обстановка вроде бы относительно стабильная. Но цифры упорно утверждают обратное.
Как будет действовать новый закон, приведёт ли он к снижению численности больных наркоманией или нет? Всё-таки, кажется, тут надо использовать кардинально отличающиеся от существующих методы, которые закон вряд ли предоставляет. Как бы всё опять не свелось к профилактике исключительно ради отчётов. Ведь вряд ли хоть кто-то задумался о вреде наркомании после прочтения фразы «наркотики – это плохо». Тут нужен более комплексный подход, дело всё-таки больше в воспитании и окружающей обстановке, чем в громких фразах.
Артём Хорьков,
"Факт и компромат" № 37, 24.11.10.