Народ беднеет. Забытое слово – карточки
Эксперты российской академии наук хозяйства и государственной службы проанализировали данные Росстата. Коэффициент, который показывает разницу между десятью процентами самых богатых и десятью процентами самых бедных в первом квартале 2017 года, значительно вырос по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года года. Динамика показывает, что этот разрыв по годам сейчас значительно выше, чем был, например, в 2000 году.

По последним данным, которые обнародовала глава счётной палаты Татьяна Голикова, число бедных в России в первом квартале текущего года выросло на два миллиона человек. Тем не менее, людей с доходами ниже прожиточного минимума пять-шесть лет назад было в два раза больше. Тогда насчитывалось 42 миллиона человек, теперь 22 миллиона. Это 15 процентов от всего населения страны. Об этом говорят и различные опросы, проводимые среди населения. Раскладка такова: десяти процентам наших соотечественников не хватает средств даже на продукты. В 2014 году таких было всего три процента. Для трети затруднительна покупка одежды и обуви. И не удивительно, ведь цены растут, как на дрожжах. Дорожают продукты, лекарство, электроэнергия, жилищно-коммунальные услуги.

Короче говоря, уровень доходного неравенства в нашей стране и в регионах растёт. Астраханцы тоже в этом списке. Взять, к примеру, прожиточный минимум, который за второй квартал по основным социально-демографическим группам населения в Астраханской области составил: для трудоспособного населения 10140 рублей, для детей 10382 рубля. А в целом на душу населения прожиточный минимум – 9639 рублей. В третьем квартале был установлен: на душу населения 9257 рублей, для трудоспособного населения 9741 рубль, для пенсионеров 7492 рубля, для детей 9938 рублей. Это говорит о том, что людям приходится тратить на проживание больше, чем, скажем, в первом квартале и, естественно, с четвёртым кварталом 2016 года. И уж точно – несколько лет назад.

Аналитики подсчитали, во сколько раз малоимущие беднее, чем богатые. Те самые десять процентов, которые обычно попадают в статистические подсчёты. Можно эту динамику проследить по годам. В 1997 году малоимущие были беднее богатых в 13,5 раза. В 2007 году – в 16,7, в 2016 году – в 15,7. Как видим, наблюдается некоторое сближение доходов. И не удивительно, что россияне опять потянулись на отдых в Турцию и другие страны.
Доходы нашего населения действительно несколько подросли. Вопрос только в одном: у кого, у каких слоёв населения? В основном, конечно, у слоёв со средними доходами. А вот малоимущие богаче не стали.
Росстат подсчитал: за март текущего года доходы малоимущего населения упали на 2,5 процента. А за весь прошедший год спад составил почти шесть процентов. А вот что касается долларовых миллионеров, они действительно стали богаче, увеличив своё состояние по списку Forbes на 104 миллиарда долларов. Это в рублёвом эквиваленте составляет 5,7 триллиона. А тем временем 70 процентов россиян еле-еле сводят концы с концами. Большинство их волей-неволей оказывается за чертой бедности.

И вот поползло над городами и весями забытое слово: карточки. Люди старшего поколения помнят, что они представляют. В трудные военные и послевоенные годы карточки помогли выжить населению. Помогли они и значительно позже, уже в нелёгкие девяностые. И вот теперь государство намерено помочь малоимущим, тем, у которых доходы ниже прожиточного уровня. Им предложат бесплатные продуктовые карточки. По ним можно будет отовариться самым необходимыми продуктами: хлебом, мукой, мясом.

Проблема обеспечения малоимущего населения доступным питанием поднималась в последние годы неоднократно. Поможет ли на этот раз? В зарубежных странах карточная система обеспечения населения существует давно. У россиян она вызывает неприятные ассоциации, связанные с голодом, нехваткой продуктов питания. И вообще с дефицитом.

В интернете можно найти разные домыслы на этот счёт. В том числе просто абсурдные. Государство, мол, специально разрабатывает программу обеспечения бедных с помощью карточной системы. Этим, дескать, готовит остальных к такому переходу. Не сразу, а через некоторое время. Но снабжение малоимущих по карточкам вряд ли связано с новыми санкциями, стихийными бедствиями и прочими катаклизмами, на что намекают подстрекатели. Кроме того, в ближайшие годы никакого спада по производству продуктов питания в стране не предвидится. А наоборот активный рост. Российский агропром будет прорастать. За 2017-2018 годы производство свинины возрастёт втрое, по производству яиц – в 4,2 раза. Что не может не радовать. Но даже при хороших показателях агропрома значительная часть населения страны не может позволить себе покупку необходимых продуктов питания. В том числе и продуктов, входящих в потребительскую корзину. Таким продуктовые карточки очень нужны.

Идея введения продуктовых карточек не нова. Десять лет назад планировалось ввести карточки на молоко и молочные продукты. Идея не нашла воплощения по самым разным причинам. В том числе и в связи с вступлением во Всемирную торговую организацию. Тогда заявлялось, что это вступление позволит резко увеличить поступление молока и других продуктов «из-за бугра» по деловым ценам. А коль всё будет дешёвым, даже самые малообеспеченные граждане получат возможность обеспечивать себя необходимым. И, прежде всего, молоком и молочными продуктами. Боясь, что потребность вряд ли будет обеспечена, правительство в виде запасного варианта и хотело применить карточки.
В ВТО Россия вступила в 2012 году. Но никакого изобилия и тем более обвала цен не произошло.
В 2015 году министерство торговли вновь озвучило идею программы продуктовых карточек для малообеспеченных. И вновь карточки были отложены. Теперь, ориентировочно, их внедрение должно произойти в 2019 году и на карточки перейдёт 13 процентов населения – столько у нас имеют доходы ниже прожиточного уровня. Ежемесячная прибавка составит 1,2-1,4 тысячи рублей в месяц. Эта программа по прикидкам, будет обходиться ежегодно в 240 миллиардов рублей.

Исправит ли это к лучшему общую социально-экономическую ситуацию в стране в целом и в нашем регионе, в частности? Пока об этом остаётся только гадать.

Борис Стрелецкий, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат»