Государственной инспекцией труда в Астраханской области проведена внеплановая документарная проверка по обращению граждан в отношении ООО «Авангард Проджект». В ходе проверки выявлены многочисленные грубые нарушения трудового законодательства. Так установлено, что в нарушение ст. 67 и ст. 68 ТК РФ с приказом о приеме на работу и трудовым договором работники не ознакомлены под роспись и второй экземпляр трудового договора ими не получен.
В нарушение ст. 66 ТК РФ в трудовые книжки работников не внесены сведения о приеме и увольнении, в связи с тем, что при трудоустройстве они не были предоставлены работодателю. Кроме того, в нарушение положений Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 «О трудовых книжках» книга движения трудовых книжек и вкладышей к ним в ООО «Авангард Проджект» отсутствует.
Далее, выявлены нарушения ст. 22, 136 ТК РФ. Заработная плата в 2015 году работникам ООО «Авангард Проджект» выплачивалась один раз в месяц, не в установленные сроки и без учета ст. 236 ТК РФ (компенсации за задержку выплат).
Также в день увольнения с работниками не был произведен окончательный расчет, трудовые книжки не выданы.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что работодателем ООО «Авангард Проджект» с момента организации рабочих мест по настоящее время не обеспечено проведение специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда), что является существенным нарушением прав работников, поскольку не позволяет определить наличие вредных условий труда, а следовательно, лишает работников прав на получение дополнительных социальных гарантий и дополнительной оплаты труда.
В общей сложности, у работодателя ООО "Авангард Проджект" выявлено 11 нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Должностное и юридическое лицо привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 113 тыс. рублей.
На сегодняшний день российская действительность говорит о том, что трудовые права работника повсеместно нарушаются. И хотя законодателем постоянно ожесточается ответственность работодателя за такие нарушения, говорить об исправлении ситуации пока рано.
Так, Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", были внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, которые вступили в силу с 1 января 2015 г.
Суть данных изменений сводится к введению самостоятельных составов административных правонарушений за нарушения трудового законодательства, которые раньше квалифицировались по одной статье 5.27 КоАП РФ, а также ужесточение ответственности путем увеличения размеров штрафа.
Так, в статью 5.27 КоАП РФ введена ч. 2, которая предусматривает ответственность за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) и ч. 3, которая предусматривает ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
Также введена дополнительная ст. 5.27.1 в КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи (ч.1), нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение (ч. 2), допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний (ч. 3), необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ч. 4).
Однако, как уже отмечалось выше, нарушения до сих пор имеют место быть. И следует отметить, что взамен избранному способу пресечения нарушений, путем возложения административной ответственности за нарушения трудового законодательства, могло явиться повышение материальной ответственности работодателя за нарушение прав работника путем фиксированного штрафа не в пользу государства, а в пользу работника, как это предусмотрено, например, Законом «О защите прав потребителей», а также увеличение процентов за задержку выплаты заработной платы работнику, путем внесения соответствующих изменений в ст. 236 Трудового кодекса. Напомню, что сейчас размер таких процентов существенно низкий и составляет не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки. Таким образом, если у работодателя перед работником имеется задержка например в размере 10000 рублей, а период такой задержки 30 дней, то согласно действующему законодательству проценты подлежащие выплате будут составлять 82,5 рублей, что вряд ли стимулирует работодателя оплачивать заработную плату вовремя.
Н.Н. Пеньков, генеральный директор ООО "СоцИнвест Поддержка Бизнеса"