Как известно, Астрахань входит в число так называемых моногородов. То есть городов, в которых промышленное производство сосредоточено по большей части в одном предприятии. В нашем случае, естественно, таким предприятием является «Газпром».

Уже давно практически всё производство в Астраханской области не функционирует, в том числе и благодаря тому, что регион плотно подсел на газовую иглу, как папуасы где-нибудь в Африке. Если бананы можно с дерева есть и даже не утруждать себя приготовлением пищи – так зачем что-то придумывать и как-то развиваться?

Когда другим для выживания в пост-кризисные времена нужно было придумывать нестандартные решения, развивать производство любыми методами, у нас был газ, который даже при самом худшем раскладе обеспечивал регион финансовыми потоками, позволяя допускать ошибки, бывшие бы фатальными в тех условиях, в которых оказались другие области. В итоге получили то, что имеем.

Зачем нам какое-то производство, когда есть газ? Можно же просто продать станки огромными партиями, получить прибыль и радоваться! Но вот, если бы газа не было, то в правильности подобного решения засомневалась бы даже самая антинародная власть. Сами попробуйте представить себя на месте человека, управляющего целым регионом. Допустим, сегодня у вас в области закрылся один крупный завод: оборудование продали, деньги получили – вроде бы хорошо. Завтра ещё один. Послезавтра – другой. И так далее, пока заводы не кончатся. Казалось бы, все только об этом и мечтают – всё поскорее распродать, получить лёгкие деньги, обеспечить себе безбедную старость и уйти.

Однако, с другой стороны, если в регионе развалить абсолютно всё производство – на что существовать дальше? Человек устроен так, что ему постоянно всего мало. Жизнь – вообще движение вперёд, как ни крути, потому просто «нахапать и уйти» сможет далеко не каждый. Более того, таких людей гораздо меньше, чем кажется. К тому же, надо учитывать, что не всё в этой жизни измеряется деньгами, и многим людям, особенно тем, кто на руководящих постах, куда важнее власть, которую они тоже добровольно не отдадут.

Рушить экономику региона, которым сам и управляешь, зная о последствиях – не так-то просто. По крайней мере, всегда есть ограничение. Даже если не со стороны совести и мыслей об экономике, то, хотя бы, со стороны опасности выхода людей на улицы. Зато когда такого ограничения нет, и ты твёрдо знаешь, что регион всё равно выдержит за счёт природных ресурсов, есть простор. Что мы все в девяностых годах и увидели.

То, что быть моногородом на базе предприятия плохо, видно невооружённым взглядом. И населению и, как ни странно, правительству, которое уже который год ищет решения по выходу из этого состояния. Что примечательно, очередной виток поиска выхода был инициирован практически по той же причине, которая в своё время заставила другие регионы сохранить хоть какую-то часть производства. Недаром же говорится, что движение вперёд часто является результатом хорошего пинка сзади. В нашем случае одним из таких пинков оказалось стремление «Газпрома» к модной нынче «оптимизации», в результате чего 478 человек лишились рабочих мест. Таким образом, открылся в полной мере ещё один явный недостаток, присущий всем моносистемам – монополист может в любой момент сделать то, что выгодно только ему.

Судя по ответным действиям, наконец-то, и нашей власти такое положение дел надоело. Только вот, в каком направлении эти действия производятся и какие результаты они принесут?

Не совсем понятно, как относятся к выведению Астрахани из кризиса такие общие фразы, как: «укрепление экономики, улучшение условий жилья, развитие инженерной инфраструктуры, внедрение новых технологий и повышение уровни жизни населения, освоение заболдинской зоны, модернизация «Астрводоканала», переселение жильцов из ветхого фонда и капремонт многоквартирных домов». Всё перечисленное, бесспорно, хорошо, однако к делу как-то мало относится. Это можно сделать даже за счёт «Газпрома».

Но есть предложения и по делу. Константин Маркелов, к примеру, заявил, что «акцент нужно сделать на создание новых предприятий, чтобы доля «Газпрома» в производственной составляющей Астрахани постепенно снижалась». С этим трудно не согласиться, как раз создание новых предприятий и является единственной, пожалуй, мерой, для выведения Астрахани из статуса моногорода.

Жаль только, что из-за уже ставшего традицией желания успеть всё и сразу, процесс может затянуться на долгие годы. И так создание новых предприятий – дело очень сложное и затратное, так ещё и планируют, помимо этого, заниматься другими требующими вложений делами. Хотя, логичнее было бы сначала создать эти предприятия, а потом уже, получив от них прибыль, заниматься остальными вопросами в полную меру. Лучше хоть что-то, сделанное полностью, чем много недоделанного, не так ли?

Вадим Окороков,

"Факт и компромат" № 37, 24.11.10.