“ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Зира Михайловна! Как вы пришли на работу в милицию, что вас заставило заняться этим непростым и опасным делом?
ЗИРА ТЫШКЕВИЧ: Росла я в обычной рабочей семье. В школе училась на четыре и пять. В те годы уже со школьной скамьи в людях воспитывали не в пример сегодняшнему дню крепкое патриотическое начало. Все мы воспитывались на подвигах героев, своих отцов и дедов. И каждый школьник, от мала до велика, старался стать настоящим патриотом своей Родины. Не исключением была и я.
В селе у нас был участковый инспектор. Сельчане очень уважали его, и он много уделял времени для занятий с подрастающим поколением. Проводил выступления в моей школе. И впоследствии нами был создан отряд, названный «юный друг милиции», командиром которого меня и выбрали. Параллельно с этим я была руководителем клуба «Буревестник», в котором занималась организацией культурно-массовых мероприятий для детишек. Чуть позже я стала еще и командиром дружины в совхозе «Астраханский» Наримановского района.
Я очень благодарна тем моим сельским учителям за воспитание в нас патриотизма, позволившего нам определить правильную основу своего жизненного пути.
Однако в дальнейшим довольно тернистой была моя дорога в органы. Я решила стать юристом. По причине недобора в росте меня не принимали в милицию. И решила я тогда попробовать устроиться на должность тюремного надзирателя. Десять раз я приходила к начальнику тюрьмы, который тоже из-за роста сперва отказывал мне в приеме на работу. Но упорство моё в достижении поставленной цели в итоге переломило существовавшие барьеры. Таким образом, первые мои шаги по работе в милиции были сделаны мной в качестве тюремного надзирателя.
Жизнь к тому моменту закалила меня настолько, что я не боялась преступников, хотя бывали разные случаи.
Позднее мне пришлось работать в закрытой тюрьме в Туркмении, где арестанты были осуждены за преступления на смертный приговор. В Туркмении я закончила свое обучение юриспруденции, продолжая работать в органах.
В Астрахани долгие годы я проработала инспектором по делам несовершеннолетних, по своей авторской программе «нетрадиционная форма работы с несовершеннолетними правонарушителями. Программа эта сложилась из моего видения несовершенства метода работы с подростками. Закон позволяет лишь дважды посетить подростка в его домашней обстановке. При работе по своей программе мне удалось увидеть многое, особенно то, что при контактных действиях с ребёнком лишь в рамках закона весь айсберг проблемы этого ребенка остается невидим. И мне открылись многие стороны того, как преступный мир вовлекается в подростковую среду. Я тогда столкнулась с реальностью лицом к лицу. Моей же задачей было вырвать из тюремного плена детей, чтобы они не совершали впредь противоправных действий. И путь к этому я видела в занятии подростков в общественно-полезной работе, в создании им занятости.
«ФАКТ»: Что помогает вам в вашей правозащитной и общественной деятельности? Из чего состоит стержень вашей нравственной силы?
ТЫШКЕВИЧ: В жизни самое главное - не делать зла. Бывают иногда моменты, когда хочется сделать иначе, но человек должен превозмочь это, подняться выше этого. Он должен суметь своим примером преодолеть негатив. Пока же во мне самой бьется сердце – я неотступно буду рядом с детьми.
«ФАКТ»: Не считаете ли вы, что в появлении трудных подростков виноваты не только неблагополучные семьи, но и недостатки воспитательной работы школ?
ТЫШКЕВИЧ: В школах помимо образовательного должно, я считаю, всегда присутствовать и воспитательное направление. В последние годы, к сожалению, школы нацелены с огромным перевесом на преподавание исключительно знаний. А вообще, и образование, и воспитание – это неразделимое целое.
Бывает, что асоциальные формы поведения сочетаются в одном ребенке с отличной успеваемостью в школе. Или вот явление того, что курят дети. Многие, в том числе педагоги, закрывают на это глаза, и не факт, что всегда это дети, растущие в неблагополучных семьях. Сейчас часто приходится сталкиваться с проблемами детей как раз из внешне вполне благополучных и обеспеченных семей. И тут причина в подмене доброго отношения к любимому ребенку материальными атрибутами. Детям же не хватает элементарного внимания, общения с родителями. Все несчастья с детьми, что происходят в их дальнейшей жизни, лишь от того, что их в какой-то момент просто лишний раз не поцеловали. Обнять, почувствовать и похвалить ребенка, пусть даже тот и не совсем умело справился с чем-то, с какой-то ситуацией, это стоит дорогого впоследствии. Вместо этого родители зачастую сами являются причиной озлобленности детей. Многие подростки в доверительной беседе со мной рассказывали мне страшные вещи о том, что побудило их встать на скользкую дорогу.
«ФАКТ»: Не думаете ли расширять свой социально-психологический центр «Доверие», открывать филиалы в районах области?
ТЫШКЕВИЧ: Во всех районах Астраханской области я бываю довольно часто, где активно взаимодействую с районными властями и правоохранительными органами. И в городе, и в районах мы делаем акцент, прежде всего, на тех детях, у которых проблемы во взаимоотношениях с родителями независимо от социального ранга их семьи. У многих подростков в наши дни возникают проблемы из-за употребления новейших синтетических наркотиков, таких как «спайс». И родители в этом случае часто обращаются к нам сами, чтобы мы помогли спасти их детей. При этом часто удавалось раскрыть те необходимые сведения, которые влекли поимку сети преступного распространения наркотиков. И недавно, в том числе и благодаря нашей деятельности, в Наримановском районе была раскрыта сеть подпольной торговли синтетическими «спайсами».
«ФАКТ»: Немалая часть сотрудников полиции курит. Как курильщики будут бороться с курильщиками – нарушителями в общественных местах?
ТЫШКЕВИЧ: Сейчас наше законодательство изменяется в сторону усиления борьбы с этой вредной привычкой. Конечно, не всё так просто, если человек десять лет курил и теперь вынужден ограничивать себя в этом. Если я скажу, что все сотрудники полиции побросали курить – это будет неправдой. Но в нашем здании начальник УМВД РФ по Астраханской области Григорий Кулик запретил курить категорически, если сотрудник в форме и при исполнении. И если таковой будет замечен, то материал о нем будет отправлен на аттестационную комиссию при МВД, где мы – члены общественного совета бдим за нравственной чистотой наших полицейских.
«ФАКТ»: Многие астраханцы довольны работой астраханской полиции. Ваша оценка деятельности Григория Кулика на посту начальника областного УМВД?
ТЫШКЕВИЧ: Как председатель общественного совета и просто по-человечески, наблюдая Григория Кулика в его действиях во многих - даже экстремальных ситуациях, могу заявить, что это настоящий профессионал своего дела, грамотный и верный поставленным задачам специалист. И особо хочу отметить его чисто человеческие качества. С ним я находилась рядом, когда были расстрелы астраханских полицейских. Это только я видела. Естественно, никто из граждан не мог этого видеть, и я хочу донести, как он переживал, каждой клеткой своего тела и день, и ночь. И то, что раскрыли это преступление, то благодаря Кулику Григорию Павловичу совместно с прокуратурой, с ФСБ, со следственным комитетом. Но прежде всего благодаря его импульсу. Григорий Павлович всегда требователен к соблюдению законности и укреплению дисциплины.
«ФАКТ»: Одно время в России шёл поиск общенациональной идеи, какой, на ваш взгляд, могла быть подобная идея?
ТЫШКЕВИЧ: Всегда в своей жизни я, прежде всего, стремлюсь, чтобы во всем был мир. Чтобы было единство и не было разделения людей. Ведь все люди – это чьи-то дети, и в то же время это чьи-то отцы и матери.
«ФАКТ»: Ваши пожелания еженедельнику «Факт и компромат»?
ТЫШКЕВИЧ: Ваша газета создается очень уважаемыми мною людьми. Я наблюдаю ту помощь, что во многих ситуациях исходила от вас и имела хорошие результаты.
«ФАКТ»: Благодарим за беседу!
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 23 (532), 21.06.2013 г.