Наталья Фомичёва о любопытных подробностях возрождения Астраханского органа

Музыкальная культура Астрахани многогранна и самобытна. Её глубокие традиции и исторически обусловленные предпосылки сформировали благодатную среду для её бесконечного развития.

Особенное место в широком спектре художественных возможностей нашего города занимает органная музыка. Этот восхитительный инструмент появился в Астрахани ещё в последней четверти XVIII века. До этого обладанием подобной диковинки могли похвастаться только Москва и Санкт-Петербург. К сожалению, установленный в Лютеранской Кирхе инструмент не дошёл до наших дней, как и орган Римско-католического храма Успения Пресвятой Богородицы.

В 1965 году значимым культурным событием стала установка в Большом зале Астраханской государственной консерватории органа чешской фирмы Rieger-Kloss. С тех пор репертуарная палитра проводимых в Астрахани концертов практически не имеет ограничений.

Сейчас органная жизнь города главным образом ассоциируется с личностью Натальи Фомичёвой, чья творческая и подвижническая деятельность уже не привязана к определённой площадке. Орган звучит там, где появляется эта удивительная женщина.

AST-NEWS.ru встретился с Натальей Борисовной накануне открытия весеннего сезона концертов благотворительного фонда «Возрождение Астраханского органа», которые пройдут 7 и 14 марта в Римско-католическом храме.

IMG_5884.jpg

Наталья Фомичёва:

- В этом году нашему фонду исполняется двадцать лет. Его возникновению послужили серьёзные причины. Главному органу нашего города в Большом зале Астраханской консерватории требовался серьёзный ремонт. Но, осуществив задуманное, наш фонд не закрылся, а стал жить своей яркой и очень насыщенной жизнью.

После окончания Астраханской консерватории я работала там концертмейстером в хоре. В начале 90-х годов моя жизнь в профессии была переопределена. Как верующий человек я чувствовала потребность в общении с Богом. Однажды накануне новогодних праздников внезапно пришла в храм Покровов Пресвятой Богородицы, где со мной произошло некоторое духовное очищение. Я потом это осознала, когда в моей жизни произошли перемены.

А через полгода заведующая кафедрой хорового дирижирования Любовь Павловна Власенко, которой не стало в прошлом году, предложила мне – пианистке, попробовать исполнить произведение английского композитора Бенджамина Бриттена «Фестивальный Te Deum» на органе. Когда я подошла к этому неведомому мне инструменту, то студенты из хора мне подсказывали где и что находится, «Там колесико, а там педалька…». Но когда я прикоснулась к органу, то поняла. что влюбилась в него и не смогу без него жить!

Когда к нам приезжали знаменитые органисты, я начала им ассистировать. Так, знаменитый органист, народный артист РФ Олег Григорьевич Янченко рекомендовал мне разучивать «Восемь маленьких прелюдий и фуг» Баха. Полгода, каждый день, по восемь часов я занималась, осваивая новый для себя инструмент: спина превращалась в панцирь, но я была счастлива! 

Когда к нам приехал ректор Казанской консерватории Рубин Кабирович Абдуллин, он прослушал меня и предложил стажировку в Казани. Три года я постигала орган в Казанской консерватории.

Все, приезжающие в наш город органисты отмечали, что инструмент нуждается в серьёзном ремонте. Тогда я решила, что так как Астраханский орган чешской фирмы «Rieger-Kloss» то и должна его ремонтировать эта же фирма-изготовитель. Но чтобы пригласить мастеров из Чехии, нужны деньги. Так появился Благотворительный фонд «Возрождение Астраханского органа».

Елизавета Элеменкина, отвечавшая на тот момент за социальную политику в администрации города, предложила, чтобы попечительский совет возглавил тогдашний мэр Астрахани Игорь Безрукавников.

После официальной регистрации фонда, мы объявили сбор. В Красном кресте позаимствовали специальные кружки. Дети ходили с ними по улицам, чтобы астраханцы вносили свою лепту. Тогда же мы стали организовывать концерты, где также собирали пожертвования. Неожиданно у меня родился такой текст-воззвание: «Дорогие астраханцы! Орган болен, давайте поможем ему, и в трудную минуту он утешит вас!».

Губернатор Астраханской области Анатолий Петрович Гужвин выделил нам пятьдесят тысяч рублей (приличная сумма на тот момент, примечание AST-NEWS), помогали и представители духовенства, всем миром собирали деньги. Через средства массовой информации печатали отчёты о собранных суммах.

Когда было накоплено сто тысяч рублей, были приглашены специалисты для составления дефектной ведомости. Приехали чешские мастера осматривать нашего «больного». Вердикт был таким, что для полного восстановления органа необходимо два миллиона рублей. Анатолий Петрович послал письмо в Москву, чтобы нас включили в специальную программу «Культура» на будущий год.

Тем временем, мы активно занимались сбором денег. Тогда только недавно образовалась партия «Единая Россия». И её астраханский руководитель Александр Клыканов предложил устроить концерт для VIP-персон с французским шампанским, для сбора средств.

Когда договорённость была достигнута, мы стали готовить это мероприятие, вход на которое стоил три тысячи рублей. При содействии власти мы продали билеты на 750 тысяч рублей. Одна треть этих денег ушла на соответствующий фуршет, но зато мы выручили в наш фонд за один вечер полмиллиона рублей. Правда, публика на этом выступлении в основном была эмоционально сдержанная. Оживил их только «Кошачий дуэт» Россини, где вокалистки шуточно изображают двух мяукающих кошек.  

Помимо основной цели – сбора средств на ремонт астраханского органа, задачей нашего НКО была и пропаганда органного искусства через концертную деятельность. Изначально у нас была составлена неверная смета, и нам с ректором консерватории Людмилой Андреевной Кругловой пришлось ездить в Москву, чтобы утверждать её ещё раз. В этом мне очень помог Владислав Базов, которого тоже не стало в прошлом году. Пока мы занимались бумажными делами, Чехия перешла с крон на евро, и сумма ремонта увеличилась. Тогда недостающие деньги выделил Анатолий Гужвин. Анатолий Петрович искренне любил искусство, понимая значение и важность такой поддержки для имиджа региона.

IMG_5874.jpg

В 2003 году приехали два специалиста из чешского города Крнов и приступили к ремонту органа. Это была настоящая народная акция. После завершения работ мы организовали три концерта, один из которых был бесплатным, другой по демократичной цене, а третий для состоятельных людей. Наш принцип «Музыка для всех» очень важен, чтобы органные концерты могли посещать зрители всех социальных групп.

Так как наш фонд федерального значения имел свой самостоятельный статус, то через какое-то время мы стали вести самостоятельную концертную и просветительскую деятельность. Благодаря двум выигранным Президентским грантам у нас появилась финансовая возможность расширить границы своей деятельности. В Римско-католическом соборе мы делаем платные выступления, билет на которые стоит сейчас 400 рублей, но также проводим социальные концерты, вход на которые бесплатный.

К сожалению, в мае этого года действие нашего гранта заканчивается, но я надеюсь, что появится возможность продолжать это замечательное начинание. Друзья и почитатели фонда подарили нам цифровое фортепиано «Yamaha» с функцией органа, с которым мы выступаем в астраханских сёлах. Именно это предложение помогло нам выиграть второй раз Президентский грант. Проект так и называется: «Музыка для всех».

Кроме концертных программ с признанными мастерами, мы делаем проекты с юными музыкантами. Первостепенную важность всегда имело то, чтобы нас могли слушать абсолютно все, особенно пожилые люди, которые не могут себе позволить прийти на концерт за деньги.

Неоценимую поддержку нашему фонду оказывает ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть». Именно благодаря трём выигранным у них грантам, и начались наши благотворительные социальные концерты. Такое содействие стало для нас трамплином на получение Президентских грантов.

Компания «ЛУКОЙЛ» является спонсором органных концертов, ставших доброй традицией – «Приношение Рождеству» и «Пасхальная радость». Такое участие с их стороны даёт возможность приобщиться к высокому искусству большому числу астраханцев. 

Я верующий православный человек и благодарна за то, что у меня есть возможность заниматься любимым делом, в котором Господь помогает мне. А благословил меня на игру на органе покойный наш митрополит Владыко Иона.

IMG_5879.jpg

Я пришла в Римско-католический храм Успения Пресвятой Богородицы, когда его настоятелем был отец Кшистоф. На тот момент там не было органа, поэтому играла на электронных клавишах. А потом в костёле появился свой цифровой орган. И пусть у него нет труб, это компенсируется идеальными акустическими возможностями помещения храма. Сама обстановка и атмосфера этого места настраивает слушателей на высокую волну восприятия музыки. Нынешний настоятель храма отец Вальдемар оказывает нам большое содействие во всех наших начинаниях. Поистине, подлинное искусство обладает огромной объединяющей силой.

На ближайших концертах мы будем играть с замечательными музыкантами – солистами Астраханской филармонии Шамситдином Мирзоевым (дудук, кларнет, саксофон) и Евгением Хачировым (гитара). А вести концерт будет бессменная наша ведущая - музыковед Елена Медведева. Каждый органный концерт – это уникальная возможность перенестись из суеты нашего мира, чтобы заглянуть внутрь себя. Мы всегда ждём наших постоянных слушателей и очень рады тем, кто приходит послушать орган впервые.

Екатерина Некрасова