После поражения в сражении под Смоленском в июле-сентябре 41-го пленных солдат из Узбекской ССР привезли спецпоездом в оккупированную фашистами Голландию. Там, в лагере смерти «Амерсфорт», 101 простых узбеков по сценарию Геббельса должны были сыграть важную роль в поднятии духа немецкой армии.
Их везли специальным поездом для перевозки скота.
Сто один узбекистанец, это всё что осталось от Самаркандского эшелона в тысячу человек. Узбеки бились под Смоленском до последнего, до последней гранаты и патрона. Они приняли решение отступать к своим. Измученные незнакомым и недружелюбным лесом, холодом и голодом, попали в окружение.
Специально из числа военнопленных выбрали людей с неевропейской внешностью. Была поставлена цель замучить их до буквально животного состояния, чтобы ничего человеческого в них не осталось и швырнуть еду, как стае голодных зверей…
Всё это должно быть снято как кинохроника.
Брошенная булка хлеба упала в середину загона, к ней подошел самый младший из узбеков. Он бережно поднял хлеб и трижды поцеловал его, поднося поочередно ко лбу как святыню. А потом передал хлеб самому старшему узбеку.
Узбеки сели, сложив ноги по-восточному и стали передавать по цепочке крошечные кусочки хлеба, словно плов на Самаркандской свадьбе. Каждый получил кусочек, неторопливо, закрыв глаза, съедал. И в конце этой странной трапезы прозвучало: «Худога шукур» (Слава Богу).
***
Фашисты взяли в плен узбеков,
Отправили их в Нидерланды,
Чтоб показать «нечеловеков»
Европе сытой и парадной.
Фашисты бросили им хлеба –
Голодным и больным,
Живущим под открытым небом,
Чтоб снять позорный фильм.
И младший поднял этот хлеб,
И старшему отдал,
И доброты разлился Свет,
Урок давая нам,
И поровну поделен хлеб
Назло тупым врагам…
В живых узбеков этих нет –
Ушли в Небесный Храм.