Названы 23 угрозы развитию Астраханской области

Незамеченной немногочисленными комментаторами принятого в последние дни минувшего года регионального закона «О стратегии социально-экономического развития Астраханской области на период до 2035 год» оказалась глава «Угрозы развитию Астраханской области». Она завершает второй раздел документа, посвящённый стратегическому анализу социально-экономического развития области. Угроз двадцать три. Среди них перечислены как очевидные и уже влияющие на регион, так и те, которые могут осложнить и без того нелёгкую жизнь астраханцев.

Забегая вперёд, отметим, что беспристрастное и достаточно объективное перечисление двух с лишним десятков «угроз развитию» авторы закона решили подсластить, завершив пассажем: «В целом Астраханская область является достаточно устойчивой к потенциальным угрозам развитию в силу того, что длительное время развивается в условиях не только вероятного, но и фактического наступления перечисленных угроз и вызовов». В чём заключается то самое якобы имеющееся – да ещё и «длительное время» развитие, авторы закона не уточняют.

Итак, ключевыми угрозами развитию Астраханской области являются: 

а) усиление конкуренции со стороны регионов России за рынки сбыта, рабочую силу, инвестиции;

б) снижение конкурентоспособности продукции и уход с рынка предприятий обрабатывающей промышленности региона; 

в) неблагоприятные последствия изменения климата региона:

  • увеличение частоты волн жары и усиление их воздействия на здоровье населения;
  • увеличение повторяемости экстремально высоких температур и, соответственно, частоты перегрева зданий, дорожного полотна, рельсов, проводов и других элементов инфраструктуры, что является значимым фактором снижения их эксплуатационных характеристик;
  • изменение гидрологического режима, что усиливает риски возникновения дефицита воды в районах, которые в настоящее время уже имеют ограниченные водные ресурсы и их низкое качество, а также увеличивает вероятность досрочного размыва магистральных трубопроводов на подводных переходах через реки (при этом в Астраханской области имеются особенно проблемные места подводных переходов магистральных трубопроводов);
  • повышение засушливости климата и связанное с этим снижение урожайности основных сельскохозяйственных культур, 
  • уменьшение плодородия почв;
  • уменьшение увлажнения, особенно на засушливых землях, увеличение повторяемости почвенных засух и количества пыли, перемещаемой с пустынных и полупустынных территорий;
  • увеличение рисков возникновения вспышек массового размножения и распространения саранчовых;
  • рост антропогенной нагрузки на рекреационные территории, что может привести к росту загрязняющих выбросов в воздух, снижению качества питьевой воды;
г) миграционный отток наиболее квалифицированных кадров в соседние регионы, отток населения из сельской местности в города;

д) усиление дефицита рабочих и инженерных кадров;

е) продолжение тенденции к обмелению судоходных каналов, что может привести к ухудшению позиций Астраханской области в сфере грузоперевозок, речной навигации;

ж) опережающее выбытие инфраструктуры ЖКХ из-за нехватки инвестиций на их модернизацию и восстановление;

з) увеличение структурной безработицы как следствие эпидемии новой COVID-19, начавшейся в 2020 году;

и) увеличение общей смертности населения, в том числе пенсионного возраста;

к) финансовая нестабильность ряда отраслей, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции: туризм, авиаперевозки, гостиничный бизнес, общественное питание и другие;

л) повышение спроса на товары первой необходимости;

м) снижение уровня доходов населения; 

н) низкий уровень доверия малого и среднего бизнеса к исполнительным органам госвласти, что влечет за собой нарастание неопределенности в бизнес-среде;

о) снижение налоговых поступлений в консолидированный бюджет Астраханской области.