Незамеченной немногочисленными комментаторами принятого в последние дни минувшего года регионального закона «О стратегии социально-экономического развития Астраханской области на период до 2035 год» оказалась глава «Угрозы развитию Астраханской области». Она завершает второй раздел документа, посвящённый стратегическому анализу социально-экономического развития области. Угроз двадцать три. Среди них перечислены как очевидные и уже влияющие на регион, так и те, которые могут осложнить и без того нелёгкую жизнь астраханцев.
Забегая вперёд, отметим, что беспристрастное и достаточно объективное перечисление двух с лишним десятков «угроз развитию» авторы закона решили подсластить, завершив пассажем: «В целом Астраханская область является достаточно устойчивой к потенциальным угрозам развитию в силу того, что длительное время развивается в условиях не только вероятного, но и фактического наступления перечисленных угроз и вызовов». В чём заключается то самое якобы имеющееся – да ещё и «длительное время» развитие, авторы закона не уточняют.
Итак, ключевыми угрозами развитию Астраханской области являются:
а) усиление конкуренции со стороны регионов России за рынки сбыта, рабочую силу, инвестиции;
б) снижение конкурентоспособности продукции и уход с рынка предприятий обрабатывающей промышленности региона;
в) неблагоприятные последствия изменения климата региона:
- увеличение частоты волн жары и усиление их воздействия на здоровье населения;
- увеличение повторяемости экстремально высоких температур и, соответственно, частоты перегрева зданий, дорожного полотна, рельсов, проводов и других элементов инфраструктуры, что является значимым фактором снижения их эксплуатационных характеристик;
- изменение гидрологического режима, что усиливает риски возникновения дефицита воды в районах, которые в настоящее время уже имеют ограниченные водные ресурсы и их низкое качество, а также увеличивает вероятность досрочного размыва магистральных трубопроводов на подводных переходах через реки (при этом в Астраханской области имеются особенно проблемные места подводных переходов магистральных трубопроводов);
- повышение засушливости климата и связанное с этим снижение урожайности основных сельскохозяйственных культур,
- уменьшение плодородия почв;
- уменьшение увлажнения, особенно на засушливых землях, увеличение повторяемости почвенных засух и количества пыли, перемещаемой с пустынных и полупустынных территорий;
- увеличение рисков возникновения вспышек массового размножения и распространения саранчовых;
- рост антропогенной нагрузки на рекреационные территории, что может привести к росту загрязняющих выбросов в воздух, снижению качества питьевой воды;
д) усиление дефицита рабочих и инженерных кадров;
е) продолжение тенденции к обмелению судоходных каналов, что может привести к ухудшению позиций Астраханской области в сфере грузоперевозок, речной навигации;
ж) опережающее выбытие инфраструктуры ЖКХ из-за нехватки инвестиций на их модернизацию и восстановление;
з) увеличение структурной безработицы как следствие эпидемии новой COVID-19, начавшейся в 2020 году;
и) увеличение общей смертности населения, в том числе пенсионного возраста;
к) финансовая нестабильность ряда отраслей, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции: туризм, авиаперевозки, гостиничный бизнес, общественное питание и другие;
л) повышение спроса на товары первой необходимости;
м) снижение уровня доходов населения;
н) низкий уровень доверия малого и среднего бизнеса к исполнительным органам госвласти, что влечет за собой нарастание неопределенности в бизнес-среде;
о) снижение налоговых поступлений в консолидированный бюджет Астраханской области.
Инфантилизм и деградация на всех уровнях...