Все, наверное, видели американские фильмы, где полицейские задерживают преступников. Да и не только преступников, но и лиц, подозреваемых в преступлении. Так вот, там к полицейскому нельзя приближаться ближе, чем на вытянутую руку. При этом, руки должны быть видны. Это как бы говорит о том, что задерживаемый человек не имеет никаких агрессивных намерений.
Попробуй, подойди к полицейскому вплотную, тут же получишь увесистый удар дубинкой. А то и пулю, если вдруг сделаешь движение, напоминающее намерение воспользоваться оружием. А у нас сплошной гуманизм. Нашим полицейским многое запрещено.
Естественно, если человек не нарушает общественного порядка, ведёт себя пристойно, к нему и отношение должно быть пристойным. Никакого насилия. Только внимательность и предупредительность. Но так поступают не все наши полицейские. Поэтому и отношение к ним со стороны населения, мягко говоря, негативное. И порой даже самое обычное обращение полицейского, скажем, показать гражданину паспорт, получает в лучшем случае словесный отпор, а иногда в ход идут кулаки, а то и оружие.
На полицейских «наезжать» не положено. Это может грозить серьёзными осложнениями. Как, например, случилось в селе Разночиновка Наримановского района. А было так. В один из июльских дней, ближе к вечеру, в кабине участкового уполномоченного Юрия Астафьева зазвонил телефон. В трубке взволнованный женский голос сообщил, что её соседку избивает пьяный сын-дебошир. Им оказался Александр Майоров. Увидев участкового, пьяница сразу же повёл себя агрессивно, угрожал блюстителю закона ножом. И потом применил его, ранив участкового. Уже раненый Юрий Астафьев сумел обезвредить дебошира. Майоров уже был судим, и имел непогашенную судимость. Тем не менее, он вел себя вызывающе, угрожал сельчанам. Суд, признав подсудимого виновным в совершении преступления, отменил условную судимость и присовокупил к ней реальный срок, который был назначен по последнему преступлению. В итоге Майоров получил пять лет и три месяца «отсидки».
Случаев нападения на полицейских – хоть отбавляй. Выполняя свои должностные обязанности, они частенько подвергаются нападению со стороны молодых людей, которые находятся в пьяном угаре. Вот этому подтверждение.
Субботний день, августовский вечер. Молодёжь посёлка Прикаспийский, что в Наримановском районе, собиралась на дискотеку. Дискотеки в населенных пунктах становятся настоящей головной болью для полиции. Не была исключением и эта дискотека. Пьяная молодёжь веселилась. Вела себя развязно. Провоцировала драки. Около десяти часов вечера участковый Э. Бекмурзаев вместе с дружинниками заметил у магазина группу парней. Они кучковались около «Жигулей», на капоте которых красовались бутылки с пивом и стаканы. Одетый в форменную одежду, Э. Бекмурзаев представился собравшимся около машины. Спросил, кто водитель автомобиля. К участковому со стаканом пива подошёл 22-летний Аманат Джардымов и заносчиво заявил, что он является водителем. А пиво пьёт потому, что так ему хочется. Завершил эту тираду опьяневший молодой человек нецензурной бранью в адрес участкового. Больше того, Джардымов хвастливо заявил, что стоит ему только сделать звонок куда следует, и Бекмурзаев останется без работы. Потом Джардымов демонстративно сел за руль «Жигулей». Участковый потребовал, чтобы он вышел. На это требование пьяный парень ещё больше распоясался. Стал замахиваться на участкового, грозил расправой. А потом подбежал к багажнику машины и, достав биту, бросился на полицейского. Быстрее всех на эту выходку Джардымова среагировал его брат. Он и отобрал биту. Иначе неизвестно, чем бы кончился этот конфликт.
Аманат Джардымов получил по заслугам. Суд приговорил его к одному году и шести месяцам лишения свободы. Кроме этого, с Джардымова взыскано 80 тысяч рублей за возмещение морального вреда участковому Бекмурзаеву.
А вот факты из Енотаевского района. И тоже о нападении на полицейских. Только за две недели октября прошлого года тут пострадали от рук пьяных дебоширов и хулиганов несколько сотрудников правоохранительных органов. При этом все они были при исполнении своих служебных обязанностей. В селе Никольское, например, нетрезвый гражданин, недовольный тем, что его доставили в изолятор временного содержания, порвал начальнику этого подразделения форменный галстук, когда набросился с кулаками на полицейского.
В ту же ночь, в том же селе пьяные молодые люди кинулись с кулаками на двух инспекторов дорожного движения, которые остановили автомобиль для проверки. Избив гаишников, молодые люди скрылись. Но далеко им убежать не удалось. Их задержали. А буквально на следующий день, задержанный за мелкое хулиганство, гражданин кулаками доказывал свою правоту помощнику оперативного дежурного по Енотаевскому ОВД. И самое интересное, что этот инцидент произошёл прямо в стенах отдела внутренних дел.
Всем виновникам названных происшествий в Енотаевском районе придётся отвечать по закону в связи с нападением и применением силы в отношении работников правоохранительных органов. На них заведены уголовные дела. Большие сроки они вряд ли получат. Дела не слишком громкие.
А вот убийцы милиционеров, которые дерзко нападали в 2010 году, получили длительные сроки: от двадцати с лишним до девяти лет. Эти дерзкие налёты наделали много шуму в регионе и получили широкий резонанс далеко за пределами Астраханской области.
В декабре 2011 года произошёл вопиющий случай в областном центре. 27-летний астраханец превысил скорость при движении по новому мосту. Это зафиксировала камера видеонаблюдения. Однако, на требования инспектора ДПС остановиться, водитель увеличил скорость. Погоня за лихачём завершилась на пересечении улиц в Шестом микрорайоне. Вместо того, чтобы предоставить документы, Л. Кузьменко полез драться. А потом попытался уехать. Ему предъявили обвинение по статье, максимальное наказание по которой до пяти лет заключения.
Анализируя преступления, совершенные в Астраханской области против работников правопорядка, можно сделать довольно неутешительный вывод. Все они происходили, как правило, под воздействием алкоголя. Факты нападения на милиционеров группировкой исламских экстремистов стоят особняком. Участники этих бандитских разбоев знали, на что шли. И можно предположить, что были они не в подпитии.
Все остальные факты насилия против полицейских совершались на пьяную голову, что, в общем-то, не снижает вины, а даже наоборот.
Настораживает то обстоятельство, что все «малые» хулиганские поползновения против стражей порядка совершаются в основном молодёжью. И, что совсем плохо, молодые люди, как правило, хорошо характеризуются на работе, учёбе, в быту. А вот, опьянев, они могут совершить всё, что угодно. Особенно в компании. В трезвом виде они не позволяют себе противоправных поступков, но «заложив за воротник», они встают на путь грубости, цинизма, агрессии. О ненормативной лексике говорить не приходится. Это как само собой разумеющееся явление. И всё это в какой-то момент может вылиться не только на окружающих, но и на полицейских, стоящих на переднем крае борьбы за законность и порядок.
Полицейских провоцируют, третируют, вызывают на драку, бьют. Причём, нередко делают это не из-за угла, а прилюдно.
Борис Стрелецкий,
"Факт и компромат" № 1, 13.01.12.