Откуда в нашем обществе взялось представление о негласных правах водителей и пешеходов, сейчас сказать трудно.
Может психологические моменты, сдвигающие пешеходов на вторые позиции, происходят из времен, когда дороги наши были пустынны, и редкий частный транспорт, должность водителя вызывали восхищенные взгляды. В глубине советской эпохи транспорт был в основном общественным, и любая техника вообще вызывала неподдельный интерес и уважение.
Когда вначале девяностых постепенную массовость стали завоевывать иномарки, наличие личного авто стремительно пересекало грани социальных положений, становясь чем-то вполне обыденным для людей разных. В ту пору менялось многое, но главенство того, кто движется на колесах по дорогам, так и закрепилось в сознании, только теперь оно еще разделилось. Первенцы, едущие на импортных, часто бывших в употреблении где-нибудь в Германии, авто, встречали на своем пути множество восторженных взглядов. К середине девяностых сама по себе иностранная техника уже перестала быть редкостью, и внимание стало уже обращаться больше на саму марку автомобиля, люди научились различать форды и бмв, опели и мазды, мерседесы и появившиеся к тому времени спортивные заграничные машины. Тогда же появились и первые зачатки некой негласной иерархичности среди самих водителей. Тот, кто ездил на более престижном авто – по ощущениям других участников движения мог чувствовать себя на дороге более раскованно.
К концу девяностых – началу нулевых наступает эпоха зарубежных – габаритных внедорожников. Обычная иномарка к этому времени уже не считается экзотикой и становится явлением более наблюдаемым и часто встречаемом в дорожном движении – нежели отечественные автомобили. На отечественных передвигались тогда в основном старики, у которых какая-нибудь «Волга» или «Москвич» приобретались однажды и на всю жизнь. Те, кто «победней», тоже предпочитали отечественные авто. Многим помнится знаменитая шутка про «Запорожец», что он иномарка, а ведь сейчас это уже действительно экзотика. Таким образом, автомобиль, как бы что не менялось, остался в сознании общества неким показателем социального статуса, даже рода деятельности. Человек состоятельный ныне вряд ли откажет себе в удовольствии покрасоваться перед всеми на дорогом внедорожнике, ведь иной джип может стоить столько, что с лихвой хватило бы на покупку приличной квартиры, с приобретением всего ее необходимого содержимого. А пешеход - он так и остался просто пешеходом, торопливо снующим по светофорным переходам, спешащим уступить дорогу автомобилисту даже внутри дворовых территорий многоэтажек. Приоритет водителя – такова сложившаяся десятилетиями психология. Увидеть это можно в повседневности, например, на нерегулируемом дорожном переходе, обозначенном знаком и зеброй. Иной раз чтобы начать пересечение дороги в таких местах пешеходам долго приходиться проявлять перед водителями признаки своего присутствия и демонстрировать осторожное желание пройти. Обычно при этом, как только остановится хоть один наблюдательный и вежливый водитель, то к нему обычно присоединятся и другие участники городской гонки. Путь открывается, и пешеход, порою торопливо и недоверчиво озираясь на каждом шагу, дойдет до середины, где вектор движения меняет свой знак на противоположный. Тут, бывает, что он вновь притормаживает, дабы убедиться в возможности преодоления оставшегося опасного участка. На тех дорогах, где подобные переходы используются очень часто, водители более бдительны, т.к. многолюдные переходы – видны издалека. В то же время – это обычно легко запоминается. Водители привыкают где-то останавливаться в городе чаще, чем в других местах. Пешеходы, в свою очередь, тоже быстро отмечают, где, как и когда переходить безопасно. Сейчас правила поведения сторон при такой встрече хорошо описаны законом, и законодательно выходит, что как бы водитель в случае чего оказывается неправ и даже подлежит наказанию. Даже школьникам это известно. Но мы уверяем пешеходов все же оставаться чуть более бдительными, но и не терять настойчивости при этом. За пешеходом законодательно есть пусть и небольшое, но приоритетное право при переходе даже и через нерегулируемый переход, обозначенный соответствующим знаком и полосатостью тропинки.
В наше время бурно развиваются технологии, и бывали уже неоднократно случаи, когда различные нарушения правил дорожных передвижений фиксировались оборудованной фото и видео техникой, публикой. После это служило доказательством, допущенного одним из участников, нарушения. И чем значительнее степень причиненного ущерба, тем более явственным проступает подобное доказательство при последующем «разборе полета». В случае же, если в вашем путешествии по зебре вас кто-то лихо объехал в расстоянии вытянутой ладони, вы в большинстве случаев отделаетесь лишь перехватившим дыхание нервным всплеском. Вряд ли, даже если вы запомните номер улепетывающего лихача, вам удастся в последствии доказать что либо. Это лишь если, помимо вас, невдалеке посчастливиться находиться сотрудникам ГИБДД. Другое дело – если вы конечно физически пострадаете и обратитесь, и на месте ЧП найдутся добросовестные свидетели, которые вас не оставят в беде.
Во многих европейских городах побывавшие там астраханцы видели много удивительных вещей. Например, в испанских городах машины являются не более чем средствами передвижения, страховка и ремонт настолько отлаженные штуки, что уже никому и в голову из местных не придет обращать внимание на то, как очередной водитель, паркуясь, слегка подтаранивает бока соседских авто, проминая при этом расталкивании и собственные. А после он спокойно и невозмутимо отправляется по своим делам насущным, предварительно стукнув открывающейся дверцей соседа, в попытке выбраться на открытый воздух. Однако при этом стоит только любому из пешеходов лишь сделать мимолетное движение в сторону проезжей части, как все автомобили будто единый механизм приостанавливаются. Некоторые из шутников астраханских даже использовали подобные фокусы находясь за рубежом, для подъема и так зашкаливающих эмоциональных состояний. Как говорится, чисто чтобы посмотреть, а что будет? И удивительно, но это всегда срабатывало, и возмущения ни у кого из иностранных автомобилистов не вызывало. Что может быть проще для испанца, чем перейти дорогу там, где ему вдруг захочется. Истоки этого, конечно же, лежат именно в высокой посещаемости туристами прекрасных европейских городов. В основном они любят гулять по городам, рассматривая невиданные достопримечательности. Учить всех туристов правилам, ограничениям – очень проблематично, отсюда и выработалась соответствующая культура вождения. Стоит ли перенимать такие стандарты – вопрос в нынешние времена еще туманный.
Все дело в том, что Астрахань пропагандируется, как город открытий для туристов, как место, где туристам со всего мира есть что посмотреть и чем восхититься. Но смогут ли они понять нашу сложившуюся десятилетиями психологию? Нашу – ни с чем не сравнимую гордость – когда мы лихо рассекаем по трассе на блестящем дорогом внедорожнике без единой царапины. Вдобавок бешено сигналим, если вдруг видим приближающегося из муравьиного состояния и растущего точно грибной нарост пешехода, что осмелился пересекать нам дорогу. Если наши власти хотят, чтобы город наш, наводняясь туристами, привносил в казну все больше дохода, то им следовало бы задуматься об этих явлениях. Правила не скоро изменятся, но можно было бы установить таблички с надписью на трех хотя бы языках, где описывались бы правила пользования различными видами переходов. Это не дикость, это было бы очень цивилизованно.
Антон Краеведов,
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 29 (538), 02.08.2013 г.