В одной из центральных газет увидел заголовок «Тающие пенсии». Даже не читая понял, о чём идёт речь. А как не таять, если цены на всё снова поползли вверх? В нашем микрорайоне, как, в общем-то, и в других микрорайонах, цена килограмма арбузов вот уже которую неделю держится на отметке 15 рублей за килограмм. Завтра, может быть, цена поменяется. Как не поменяться, если сбор сладких полосатых ягод в самом разгаре?
Поэтому не может цена не поменяться в сторону снижения. Вон сколько арбузов на рынках, развалах, на перекрёстках всех дорог. Кстати, цена на дорогах всегда была ниже той, по какой предлагают арбузы в городских торговых точках. Решили остановить машину на федеральной трассе «Астрахань-Москва». Но и здесь предложили арбузы по такой же цене, как на рынке.
Дорожают не только овощи, дорожают продукты ежедневного спроса. В том числе сахар, некоторые крупы, масло, конфеты… Всё, что дорожает и подорожает, перечислять, думаю, не стоит. Вы это лучше меня знаете.
Вот почему так трудно сводить концы с концами пенсионерам страны и, естественно, Астраханской области. Казалось бы, нужно подумать о том, как индексировать «непредусмотренные расходы», но федеральным правительством обсуждается предложение об ограничении индексации пенсий, то есть их повышение в целях защиты от инфляции. Чиновники из правительства почему-то считают, что достаточно увеличивать пенсии на 4-5,5 процента в год, и проблема будет снята. Но по подсчётам аналитиков, цены растут быстрее. Прошедшая индексация, например, не компенсировала полностью инфляцию за январь-май текущего года. Аналитики считают, что инфляция находилась в десятипроцентном диапазоне. Это на 4,2 процента выше, чем за аналогичный период 2014 года. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги, которые начали действовать с первого июля, ещё больше увеличат инфляцию. Но если будет принято предложение министерства финансов по индексациям, то пенсионеры потеряют в период продолжающегося кризиса не менее 10 процентов своего реального дохода. Что в целом больше, чем другие группы населения. Чтобы понять, как это соотносится с другими группами населения, скажу: в данный момент душевой доход у пенсионеров вдвое меньше, чем у основного населения и втрое ниже средней заработной платы. И не удивительно, что по уровню жизни пенсионеры России находятся на 78 месте в международном рейтинге.
Наступления на доходы пенсионеров происходят периодически. Чиновники говорят, что это происходит из-за нехватки средств в казне. Их действительно на всё и на всех не хватает. Но почему же никаких ограничений не принимается против богатых россиян? Почему бы не сократить доходы целому ряду государственных служащих, получающих огромные зарплаты и различные премии? Немало и других возможностей у государства для пополнения бюджета страны.
Много в последнее время говорится о повышении пенсионного возраста. Предлагается поэтапно довести пенсионный возраст мужчин до 63 лет. Настолько же планируется увеличить пенсионный возраст и у женщин. Видимо, потому, что женщины у нас живут дольше. Мотивируется это тем, что пенсионеров в данный момент больше, чем работающих, поэтому, мол, и нет достаточных отчислений на содержание тех, кто ушёл на заслуженный отдых. Пенсионный возраст поднимать, видимо, надо. От этого, наверное, никуда не денешься. Но всё дело в том, что пенсионный возраст, считают учёные, нужно рассматривать не просто как время ухода на заслуженный отдых, а как это будет выглядеть в сочетании с ожидаемой продолжительностью здоровой жизни. Кстати, показатель продолжительности здоровой жизни человека давно принят Всемирной организацией здравоохранения и многим странами как основной. В России пенсионный возраст – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. А вот здоровая жизнь, по данным ВОЗ, у нас всего 61 год. В западных странах мужчины уходят на пенсию в 65-67 лет, а вот соответствующая продолжительность жизни 78 и 72 года. У женщин России при выходе на пенсию в 55 лет общая продолжительность жизни 76 лет, а здоровой жизни только 61 год. В западной Европе женщины выходят на пенсию в 60 лет. Продолжительность их жизни составляет 84 года, а здоровой жизни – 72 года.
Такие вот невесёлые цифры. Так что нашей стране и всем нашим регионам, в том числе и Астраханской области, нужно многое сделать, чтобы смертность сокращалась, а продолжительность жизни росла.
Пенсионеры хотят достойно доживать свой век, каким бы по продолжительности он ни был. А для этого требуется совсем немного. Нужна такая пенсионная система, которая обеспечивала бы достойную пенсию каждому, кто отработал своё: не менее 40-60 процентов от заработной платы. Такой норматив установлен во всех цивилизованных странах с согласия Международной организации труда.
Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 34 (644)