Астраханская полиция обратилась в областную думу с просьбой принять закон о запрете попрошайничества.

Люди, просящие милостыню, делают это слишком настойчиво, а иногда нападают на местных жителей. Правоохранительные органы с попрошайками сделать ничего не могут – у них нет полномочий. Депутаты уже формируют рабочую группу.

Полицейские Астрахани обратились в областную думу с инициативной запретить попрошайничество. Сами представители правопорядка из-за отсутствия полномочий сделать ничего не могут. Депутаты на призыв откликнулись и формируют рабочую группу.

Цыгане, одергивающие за рукав; инвалиды на колясках, в самый час пик лавирующие между автомобилями; старушки на входах у торговых центров — привычная для Астрахани картина. Некоторые астраханцы откликаются на порой очень назойливые призывы о помощи, а другие считают, что попрошайки представляют реальную угрозу. Известны случаи нападения нищих на горожан. Так, летом прошлого года в районе железнодорожного вокзала 27-летний попрошайка напал на девушек, не отреагировавших на его призывы. Одну он сильно ударил, а у другой вырвал из уха сережку.

Анжелика Власова, астраханка: "Мне очень жаль людей, просящих милостыню, ведь часть из них являются инвалидами, брошенными родителями, да и просто обманутыми гражданами, которые по определенным причинам оказались на улице. Таким людям просто грех не дать какие-нибудь 20 рублей, от которых вы точно не обеднеете. Правда, к сожалению, сейчас народ ничем не брезгует и наживается на бездомных, отбирая эти же деньги. А еще часто мы встречаем мошенников и попросту пьяниц, которые могут и за одежду схватить, и отнять что-нибудь. Уберечь нас сможет только закон, который прекратит этот беспорядок".

Доверия и жалости к попрошайкам у людей становится все меньше, ведь, как говорят в правоохранительных органах, мало кто из стоящих с протянутой рукой действительно выходит на улицу от безысходности. Это скорее хорошо отлаженный бизнес, где территория между попрошайками четко поделена. Нельзя запретить сбор милостыни, которая является актом милосердия, но необходимо, чтобы был закон, позволяющим полиции защищать горожан от назойливости, а иногда и агрессии нищих.

Другую сложность представляют попрошайки на дорогах. Рискуя оказаться под колесами, они стучат в окна автомобилей и отвлекают водителей. Как правило, они выбирают самые оживленные участки дороги, где сбор милостыни может спровоцировать аварию.

Ирина Родченкова, инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по Астраханской области: "Люди, занимающиеся попрошайничеством, специально выбирают дороги с большим трафиком. Многие из них в инвалидном кресле, поэтому водителям сложно заметить их в потоке машин. Естественно, это может спровоцировать аварию. Видя такого «собирателя» на дороге, автопатрули всегда останавливаются и проводят с ним профилактическую беседу. На вопрос «Не боитесь ли вы погибнуть под машинами» они отвечают: «Мне все равно. Это мой основной источник заработка. Сейчас вы уедете, и я все равно выйду на дорогу»".

Впрочем, настоящий сезон для попрошаек открывается в Астрахани с наступлением тепла. Каждый год в марте в регион из Узбекистана и Таджикистана прибывают цыгане, называющие себя «люля». Они останавливаются в близлежащих селах, мужчины остаются работать в поле, а женщины, дети и старики каждое утро пешком прямо по дороге отправляются в город «на заработки». Цыгане оккупируют местные рынки, кладбища и подходы к церквям, особенно в период религиозных праздников. Они в прямом смысле не дают прохода, предлагая погадать или прося денег.

Павел Бурдин, астраханец: "Я часто хожу в Покровский собор и постоянно вижу рядом цыган. Они всегда приходят в воскресенье утром и стоят до обеда. А в дни больших праздников — Пасха, вербное воскресенье, Рождество, родительские субботы, Покров — их собирается особенно много. У цыган свой специфический метод попрошайничества, где наглость — главное оружие. Они либо давят на жалость, либо просят до тех пор, пока человек уже не поможет им, лишь бы они отстали. Конечно, нельзя так уверенно осуждать целый этнос по некоторым его представителям, но необходимо соблюдать осторожность при контактах с ними".

В 2011 году в Астрахани уже предпринимались попытки законодательно ограничить попрошайничество, но тогда законопроект был отозван губернатором и прокуратурой. Подобные законопроекты не прошли и в Вологодской, Орловской, Пермской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской и других областях. Однако на этот раз астраханские парламентарии намерены довести дело до конца и уже сформируют рабочую группу. Предполагается, что за основу будет взят московский закон «О приставании к гражданам в общественных местах».

Александр Башкин, председатель комитета по государственному строительству, законности и правопорядку думы Астраханской области: "Тема попрошайничества очень актуальна, и мы занимаемся ею уже три года. В ней есть много подводных камней. В последнее время идет волна отмен подобных законов. Так, в 11 субъектах федерации эти законы уже признаны утратившими силу. Основная проблема состоит в том, что нет юридического определения попрошайничества, а так как его нет, мы не можем осуществить наказание. И пока мы решаем проблему с терминологией, она размывается. В данный момент мы создаем рабочую группу с целью либо издать такой закон, либо направить обращение в федеральную Думу".

Единственное наказание, которое можно ввести на региональном уровне – это штрафы. И здесь, по словам депутатов, возникает главный парадокс: как брать деньги с людей, которые и так вышли на улицу для того, чтобы просить милостыню? Бороться нужно не с негативными проявлениями попрошайничества, а его причинами.

Александр Башкин: "Самое главное — далеко не все попрошайки являются аферистами, многим правда нечего есть. Поэтому, рассуждая о штрафах, не стоит забывать: главное, что нужно сделать — это уменьшить социальную напряжённость, чтобы у людей не было повода выходить на улицы простить милостыню".

Галина Василенко,

smartnews.ru