Не рассчитали… Почему городские депутаты выступили против поспешной закупки автобусов

Последнее заседание городской думы, во время которого депутаты отклонили предложение администрации Астрахани о закупке двадцати автобусов в лизинг, стало одной из самых обсуждаемых тем в последние дни. И это тот самый случай, когда контроль за расходованием бюджетных средств некоторые СМИ (в том числе наша публикация «Благодаря депутату Измайлову Астрахань осталась без автобусов», - примечание AST-NEWS.ru) пытаются выдать за попытку саботажа. Поэтому пресс-служба городской думы считает необходимым прояснить ситуацию и объективно изложить суть проблемы.

Городские парламентарии никогда не были против развития общественного транспорта. И данное обвинение выглядит крайне нелепо, учитывая глубину проблемы. Однако, предлагаемая к рассмотрению «транспортная программа» городской администрации напоминала наспех изготовленный продукт.

Депутатов неприятно удивило, что изменения в программу предлагалось внести без достаточного экономического обоснования. Вопросы парламентариями задавались предметные, но ответов по существу практически не было. В частности, депутатам так и не удалось узнать, почему был выбран именно такой срок лизинга, почему собирались купить именно эти автобусы и направить их именно на эти маршруты. И почему столь безальтернативный вариант должен приниматься без обсуждения? В то время, когда любая дополнительная нагрузка на бюджет вызывает понятную тревогу.

Докладчиком на заседании выступил председатель комитета по экономическому развитию города Рафаэль Баткаев. «Вопрос был впервые рассмотрен на совместном заседании сразу трех комитетов. Вносимые изменения были подвергнуты резкой критике со стороны депутатов. Было принято решение не поддерживать данное изменение. Более того, позиция прокуратуры по данному вопросу практически идентична», - отметил он.

Коллегу поддержал депутат Ильдар Измайлов, который добавил конкретики: «Вопрос откровенно сырой. Нам представили документы, которые касались конкретно только лизинговых платежей. Нет финансового обоснования покупки автобусов, неясно и куда они поедут, что они принесут, сколько мы потратим. Это будут однозначно убыточные перевозки, поэтому нужно четко понимать - в каком объеме мы будем в конце софинансировать стоимость поездок из бюджета. Этой информации нет».

Позицию прокуратуры пояснила прокурор города Астрахани Екатерина Зорина: «Были установлены нарушения статьи 136 Бюджетного кодекса. Принятие данной программы безусловно приведет к увеличению бюджета. Вносить изменения в расходную часть бюджета можно только тогда, когда это связано с реализацией прямых полномочий органов местного самоуправления. Согласно Федеральному Закону №131-ФЗ, в полномочия органов местного самоуправления входит организация пассажирских перевозок, а не их осуществление. Приобретение же автобусов - это прямое осуществление пассажирских перевозок». Увеличить расходы бюджета для закупки автобусов можно было бы, если размер дотаций за последние два года не превышал 20%. Но в бюджете Астрахани эта цифра выше.

В ходе заседания депутаты высказали аргументированные сомнения в столь поспешном решении. Ведь, в общей сложности, с учетом выплаты процентов по лизинговым платежам и запланированных убытков предприятия, на автобусы предполагалось выделить очень крупную сумму – более 300 млн рублей. Потратить такие средства из бюджета без предварительной детальной проработки вопроса и конкретного понимания даже того, где автобусы будут храниться – финансовый риск. Тем более, что не ясно - какое предприятие будет заниматься эксплуатацией и автобусов, сколько людей там будут работать. А также - почему его авторы не рассматривали вариант государственно-частного партнерства или не попытались реализовать его в рамках госпрограммы по поддержке отечественного производителя.

Поэтому большинство депутатов не поддержало программу в ее текущем виде. Исходя из вышеизложенного, хотелось бы отметить, что заявленный в ряде СМИ тезис о том, что «транспортный вопрос» затормозил самолично депутат Ильдар Измайлов, является несостоятельным, поскольку городская дума – орган коллективного принятия решений. Городские парламентарии в последние годы упрочили систему депутатского контроля, вместо привычного некогда покорного соглашательства, что, похоже, нравится не всем. Но в конечном итоге, именно подобный контроль предохраняет от принятия поспешных и недостаточно просчитанных решений. Чтобы не получилась ситуация: «Покупали – веселились, подсчитали - ….»

Пресс-служба Городской думы МО «Город Астрахань»