Не строй под стрелой, астраханец!
По официальным данным в России каждый третий человек трудится на опасных или вредных для здоровья производстве. По тем же данным, у нас ежегодно погибает на рабочем месте 4-4,5 тысяч человек. И ещё больше травмируется.

Астраханская область не является исключением. У нас тоже гибнут люди на производстве. Больше всего разного рода происшествий с жертвами и без жертв происходят в строительстве, судостроении, судоремонте, в сфере ЖКХ… Главной причиной всех чрезвычайных происшествий является так называемы человеческий фактор: несоблюдение правил безопасности. Довольно часто чрезвычайных ситуациях люди оказываются по причине опьянения.

Перелистал несколько местных газет. От заголовков холодок по телу пробегает: «Овощерезка раздробила женщине кисть руки», «В вагончике для рабочих взорвался газ. Пострадали трое», «По вине предпринимателя погиб рабочий». Об этом сообщали газеты три-четыре года назад. Казалось бы, за это время ситуация должна улучшиться. Но не изменилась. Есть травмированные и погибшие. И вот тому подтверждение: «Убило током на работе», «Травма у станка». А вот заметка, которая наделала много шума. Речь идёт о гибели трёх человек. Беда случилась в одной из гостиниц Астрахани, где люди погибли от отравления угарным газом. Случилось это из-за неисправной газовой колонки, установленной в номере.

Чем больше читаешь материалы на затронутую тему, тем больше убеждаешься в том, как мало внимания уделяется у нас охране труда и безопасности на производстве. Часто главной причиной происшествий на производстве является устаревшее оборудование. Но какими бы ни были несчастные случаи всю ответственность за них несут, в первую очередь, работодатели. И не удивительно, что некоторые из них делают всё, чтобы о происшествиях не узнали контролирующие органы, потому что придётся отчитаться «по полной».
Проблема травматизма на производстве – довольно актуальная. И не удивительно, что ей уделяется большое внимание. А совсем недавно, в апреле текущего года, в Главном медиацентре в Сочи, целую неделю обсуждалась проблема производственного травматизма и всё связанное с этим.
В данный момент Всероссийская неделя охраны труда – стала единственным своеобразным форумом в сфере охраны труда и безопасности здоровья.

Кстати, в этом году он проводился четвёртый раз и собрал около десяти тысяч практикующих специалистов, представителей надзорных органов и исполнительной власти, работодателей, профсоюзов и других заинтересованных организаций. Было проведено более восьмидесяти мероприятий. Основной среди них можно считать сессию на тему «Сфера охраны труда: достижения и вызовы». Положительным примером можно считать, что за десять лет количество несчастных случаев в нашей стране, в том числе с тяжёлыми последствиями, сократилось в два раза и достигло исторического минимума. Такова оценка экспертов. Однако успокаиваться рано. Недостатков хватает. И среди приоритетных задач Правительство страны должно назвать повышение культуры безопасности и уровня компетенции работников по обеспечению профилактики травматизма. Логическим продолжением дискуссий недели охраны труда стала конференция Министерства труда «Стремление к нулю: национальная стратегия в сфере охраны труда» и «Золотые правила стратегии нулевого травматизма».

Следует отметить, что Россия в 2017 году присоединилась к международному движению «Нулевой травматизм». В рамках Всероссийской недели охраны труда в конце апреля текущего года в нашей стране прошли мероприятия, посвящённые Всемирному дню охраны труда. Он был посвящён вопросам повышения безопасности и здоровья молодых работников.

Согласно федеральному закону «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях «все работодатели обязаны отчислять в Фонд социального страхования социальные взносы. Они зависят от уровня опасности производства и заработной платы каждого работника в процентном отношении от двух до восьми процентов. Если производственная травма не серьёзная, её оплачивает государство. Но только лишь временную нетрудоспособность в размере 100 процентов замещения заработной платы. Оплата всех других компенсаций за счёт государственного фонда страхования не положена. Её можно взыскать с работодателя через суд.

Есть и другой выход. Если так можно сказать – «полюбовный». Это когда работодатель добровольно берёт на себя затраты пострадавшего. А вот в случае очень серьёзного несчастного случая, это когда пострадавший не может работать, тогда ему положена единовременная и ежемесячная выплаты. К сожалению, они не велики.

За последние годы положение о социальном страховании от несчастных случаев менялось неоднократно. Правда, незначительно. Тем не менее, за этими изменениями нужно поспевать. Пять-шесть лет назад фиксированная сумма возмещения составляла немногим больше 60 тысяч рублей. Получается, что жизнь рабочего человека в нашей стране ценится недорого.

Несмотря на некоторую стабильность по уровню производственного травматизма, мы по этому показателю всё равно впереди планеты всей.

Борис Касаткин астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 17 (777), 2018 г.