Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Не так сели... Скандальная публикация столичного "Музыкального обозрения" о министре Тарасовой

04.11.2012 03:59

 

Астрахань — город в России заметный. Известный самыми вкусными в мире арбузами, осетровой икрой, а также тем, что именно под Астраханью Волга впадает в Каспийское море.

В Астрахани родились великие певицы М. Максакова и В. Барсова. Уроженцы города—художник Б. Кустодиев, поэты В. Тредиаковский и В. Хлебников, балетмейстер Р. Захаров, композитор Э. Капп, солистка ГАБТ Т. Милашкина, актеры И. Любезнов и Л. Свердлин, кинорежиссер В. Меньшов...

Впрочем, с некоторых пор Астрахань музыкальная стала «притчей во языцех» — по причинам, к искусству имеющим лишь косвенное отношение.

ЧАСТЬ I. СТРОЙКА

В 2008 город торжественно отмечал 450-летие со дня основания. Как принято в России, на празднование были брошены ресурсы, задействованы административные рычаги, сделаны финансовые вливания. Но что-то и для региональных властей оказалось сюрпризом. Побывавший в мае 2006 в городе тогдашний министр экономического развития и торговли Г. Греф, председатель Оргкомитета по празднованию юбилея, посетив здание музыкального театра, сказал: «Это никогда не станет театром. Здесь нет акустики, — заявил министр и, несколько раз хлопнув в ладоши, добавил: — Если только для микрофона с усилителями. С таким потолком акустики в принципе не бывает...».

Трудно поверить, но в анналах истории Астрахани датой рождения музыкального театра значится аж 1899-й! Спектакли — драматические и музыкальные — шли в Летнем театре, построенном предпринимателем К. Поляковичем. Эта сцена видела Шаляпина, Собинова, Козловского, Нежданову, здесь начинала свой творческий путь Максакова. Но 13ноября 1976 театр сгорел, и несколько лет музыкально-театральная деятельность в городе ограничивалась постановками оперно-концертной труппы Астраханской филармонии.

Возрождение традиций началось осенью 1987, когда в городе прошли Дни вокального искусства памяти В.В. Барсовой и М.П. Максаковой. В 1994 в Астрахани прошел первый Международный фестиваль, посвященный двум великим певицам. Тогда же было решено возродить в городе музыкальный театр. Постановление об этом подписал губернатор А. Гужвин. 5 января 1996 состоялся первый спектакль. Официально театр открылся 4 мая 1996 в присутствии министра культуры РФ Е. Сидорова.

Увы, наряду с плюсами от открытия нового очага культуры астраханцы ощутили и его минусы. Да, театр открылся, ему было передано помещение каменного здания, построенного на месте деревянного, но — тоже Летнего! А оно практически не приспособлено к приему посетителей ни зимой, ни летом. В нем нет ни отопления, ни системы охлаждения. Сказать, что театр «начинается с вешалки», про Астраханский музыкальный тоже нельзя, поскольку отсутствует гардероб — да он и ни к чему, если летом в зале + 35, а зимой + 4. Нет и буфета — еще одного безусловного атрибута уважающего себя театра. А про такую «мелочь», как акустика, проектировщики и строители Летнего театра, видимо, просто забыли...

Планы были грандиозные: за несколько лет поставить практически все шедевры мировой оперной классики. Но благие намерения разбились о самые насущные проблемы: отсутствие достаточного числа квалифицированных солистов, дееспособного оркестра, да и вообще традиций оркестрового, хорового, вокального исполнительства, традиций полноценного репертуарного (а не антрепризного и гастрольного) музыкального театра. И даже наличие в городе консерватории не решило всех этих проблем. И уже тогда многим было ясно, что идея создания в городе музыкального театра, скорее всего, нежизнеспособна, поскольку город не сможет обеспечить его соответствующими кадрами. Одно время установилось было сотрудничество с Большим театром: спектакли ставили М. Панджавидзе («Тоска», «Евгений Онегин», «Иоланта», «Борис Годунов»), Ю. Коэн («Риголетто»), дирижировали В. Андропов, П. Клиничев, пели И. Бикулова, К. Толстобров, но эти времена прошли...

Г. Греф предложил снести театр, а на его месте построить новый. Решение властей региона было компромиссным: старое здание отремонтировать и оставить для иных целей (например, использовать как концертный зал), а в центре города, в Ленинском парке, к юбилею города — октябрю 2008 — возвести новый Театр оперы и балета. Первоначально были выделены 600 млн. руб., вскоре стоимость проекта выросла до 1,4 млрд. руб. (почти всю сумму выделил федеральный бюджет, хотя театр регионального подчинения). Был составлен эскизный проект. Появился и генподрядчик: московская фирма «Техстройинвест ХХI век» во главе с известным бизнесменом В. Столповских. Кроме того, москвичи пообещали построить в области завод стройматериалов и жилые дома.

Фирма «Техстройинвест ХХI век» представила проект. По словам его главного архитектора А. Денисова, «здание запланировано в стиле архитектурных сооружений XIX века: лестницы каскадом, террасы, балконы, зимние сады — все это в сочетании с белоснежным фасадом, витражными окнами и фонтанами у входа больше напоминает дворец. Значительную часть нижнего этажа театра занимает сцена, в т.ч. предусмотрен склад для декораций, костюмов, реквизита и зрительный зал на 1000 человек. По периметру здания предполагается обустроить помещения для уютных театральных кафе и магазинов, где торгуют биноклями, программками, афишами и многими другими специализированными для театров вещами. На верхнем этаже предусмотрен малый концертный зал на 300 мест.

Вокруг театра планируется создать зеленую зону для отдыха горожан, с фонтанами, скамейками, детскими площадками, будут высажены деревья и даже экзотические растения, которые на зиму будут убирать в оранжерею театра, предусмотрена автостоянка».

Но уже тогда, в начале 2007, подумалось: неужели за полтора года можно сделать то, что годами не удается всесильному В. Гергиеву в Санкт-Петербурге? И «реконструкторам» Большого театра в Москве?

В то же время само описание проекта вызывает удивление: неужели, когда весь мир давно уже стремится к авангардным архитектурным решениям, в т.ч. и зданий оперных театров (Пекин, Сидней, Торонто, проект «Мариинки-2»; построенный в 1974 Вильнюсский театр оперы и балета), надо смотреть в давно ушедшее прошлое? Как могло современным архитекторам прийти в голову то, что было актуально 150-200 лет назад?

Строительство, однако, началось, и какое-то время шло довольно резво. Еще бы: именно в новом помещении планировались торжества по случаю 450-летия города. Все уверяли, что в Астрахани будет построен лучший оперный театр в России и Восточной Европе. В апреле 2008 в Астрахань для консультаций прибыл технический директор театра La Scala Ф. Мальгранде.

Именно в его присутствии губернатор А. Жилкин впервые произнес: «Мы набрались наглости и назвали наш театр российским La Scala» — не больше, не меньше. В качестве консультанта по акустике был приглашен г-н Я. Тойота — автор акустических систем в двух десятках театров и концертных залов мира, в т.ч. в «Мариинке-3». По словам В. Андропова, в то время художественного руководителя Астраханского музыкального, в открытии нового театра собирался принять участие В. Гергиев.

Между тем деньги иссякали, а вместе с ними энтузиазм. Летом 2008 все уже понимали, что к назначенному сроку театр не откроется. Все, кроме, пожалуй, региональных властей, надеявшихся на чудо, и спикера Совфеда С. Миронова, посетившего Астрахань летом 2008: «Новый музыкальный театр меня просто потряс. На объекте я спросил: "когда введете театр?" Если бы услышал "через год", то подумал бы: "да, нужно напряженно работать". Но мне ответили "через 84 дня", и это удивительно. <...> Честно говоря, я завидую астраханцам. У нас в Питере вторую сцену Мариинки мучают-мучают, никак не домучают. То же с Большим театром в Москве. Обязательно приеду в Астрахань, когда театр заработает...».

А побывавший в Астрахани в сентябре 2008 министр культуры А. Авдеев отметил «величественное здание, которое строят быстро и качественно. По акустике, комфортным условиям для артистов и зрителей он станет одним из лучших в России и даже в мире. Сегодня у нас спрос со строителей, а завтра будем спрашивать с руководства театра, чтобы он по артистическому уровню соответствовал этому чудному зданию».

«ПОСЛЕ БАЛА»

Увы, чуда не случилось, и праздновать юбилей города пришлось в другом помещении. Но и последующие сроки один за другим были сорваны: август 2009, май 2010... Если в конце 2007 на стройке работали 900 чел., спустя год—600, то в июле 2009, по сведениям информационного портала «Астраханский регион — южный форпост России», — десять человек. Остальные уволены либо отправлены в отпуск за свой счет.

В это же время возник конфликт с генподрядчиком, отказавшимся продолжать строительство. В результате тендера новым генподрядчиком стала астраханская компания «Контакт» (правда, уже в феврале 2010 ФАС опротестовала результаты тендера, и дело вновь застопорилось). Что касается «Техстройинвеста XXI», то фирма, рассорившись с астра¬ханскими региональными властями и отказавшись продолжать строительство, спустя несколько месяцев предложила правительству Москвы свои услуги по участию в реконструкции Большого театра, причем уже не впервые (предыдущие попытки войти в этот проект были в 1998 и 2005). Уместно напомнить, что предшественница «Техстройин-веста XXI» — компания Mercata Trading, подконтрольная тому же г-ну Столповских, — в свое время вместе со швейцарской фирмой Mabetex Engineering занималась реконструкцией Большого Кремлевского дворца, результатом которой стали обвинения в коррупции и уголовные процессы в Швейцарии, а руководитель работ, управделами президента РФ П. Бородин три месяца провел в тюрьмах США и Швейцарии по т.н. «делу Mabetex».

Летом 2009 было заключено соглашение, согласно которому на строительство выделяется 1,2 млрд. руб. (по 600 млн. правительством РФ и Сбербанком — его, кстати, возглавляет ныне Г. Греф). Таким образом, общие затраты на стройку уже составили более 2,5 млрд. руб. Между тем, по оценке Минэкономразвития, по данным на июнь 2009, смета на строительство музыкального театра была завышена на 183%.

Строительство взяли под контроль министр культуры и председатель правительства. В январе А. Авдеев докладывал В. Путину о том, что театр практически готов к открытию. Вот стенограмма их диалога:

«В. В. Путин: ... один из крупных, новых объектов — это музыкальный театр в Астрахани. Насколько мне известно, он почти завершен. Но все-таки почти — на 99%.

А.Л. Авдеев: Да, там немножко еще осталось крышу доделать. Мы в контакте с губернатором А.А. Жилкиным. Я думаю, что мы ее доделаем к 1 мая.

В. В. Путин: ... Надо завершать, если Вы считаете, что к маю можно это сделать, то это обязательно надо сделать».

Но вот и 1 мая позади, и уже «скоро осень, за окнами август», а воз и ныне там... Между тем, жизнь старого музыкального театра потихоньку продолжается. Условия там все те же. Спектакли идут лишь несколько раз в месяц, в видавших виды костюмах и декорациях Аншлагов в зале, вмещающем 1200 человек, не наблюдается. Хотя одна перемена все же есть: в апреле уволился по собственному желанию В. Андропов, в 2005-2010 художественный руководитель театра (об этом чуть позже), и на его место пришел бывший главный дирижер Ростовского музыкального театра В. Воронин.

Валерий Воронин род. 1977. Окончил ССМШ при Санкт-Петербургской консерватории (1995), консерваторию по специальности «хоровое дирижирование» (2000, класс проф. Т. Немкиной), оперно-симфоническое дирижирование (2007, класс проф. Р. Мартынова и проф. М. Кукушкина). С 2003 ведет активную концертную деятельность. Сотрудничает с ГАСО Санкт-Петербурга, оркестром телевидения и радио Санкт-Петербурга, ведущими солистами города. Участник фестивалей в Санкт-Петербурге, Петрозаводске. Имеет записи на радио Санкт-Петербурга.

В 2005 был приглашен в Ростовский государственный музыкальный театр. В качестве музыкальною руководителя осуществил постановку балетов «Пахита», «Болеро» «Тщетная предосторожность», опер «Волшебная флейта» и «Кармен». Участник фестиваля «Золотая маска» (2007).

С сентября 2007 и.о. главного дирижера театра, с августа 2008 — главный дирижер. С мая 2010

— художественный руководитель и главный дирижер Астраханского музыкального театра.

Планы у В. Воронина грандиозные: штат театра предполагается увеличить до 900 человек! Оркестр — до 120. Не утопия ли?

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

В. Белинский, бывший художественный руководитель Астра ханской филармонии, главный дирижер Камерного оркестра филармонии, дирижер театра. «Я думаю, что если собрать всех

музыкантов Астрахани, кто ходит по городу с инструментами — неважно играет или нет, — столько не наберется. Поэтому я очень тревожусь за судьбу своего оркестра. Его могут приказом перевести в театр, а могут дать зарплату, например, 20 000 руб., а у нас 10, и музыканты, естественно, перебегут туда. Их просто могут переманить».

В. Андропов: «В свое время был подписан проект о строительстве нового здания. Я думал, что будет небольшой театр, а оказалось, что по площади он равен ГАБТ, зал на 1200 мест, две сцены - балетная и оперная, в общем, суперстройка. Строители говорили: "За год все сделаем".

Сейчас ситуация, на мой взгляд, катастрофическая. В театре урезали зарплату на 20%. Сейчас команда урезать еще на 10%. А люди и так получают копейки. Здание будет готово, в лучшем случае, в апреле 2012. Но его вынуждены будут достроить. Слишком сильно "замахнулись". Но никто не хочет туда ехать работать. Квартир нет, общежития нет. А миллиарды ушли. Я предупреждал губернатора: театр сдадите, и надо будет его всем этим обеспечивать. Слава Богу, к 10-летию театра губернатор по моей просьбе дал 1 млн. 800 тыс. руб. на инструменты. Деревянные духовые купили, медные, литавры. Купили арфу, пианистка из оркестра согласилась на ней учиться. Но не в Астрахани, т.к. в консерватории класса арфы нет. И вообще она обеспечивает театр музыкантами слабо. Сейчас новый дирижер собирается проводить аттестацию. А кого аттестовать? Музыкантов-то практически нет».

В. Базов, бывший директор Астраханской филармонии, ныне зав оперной труппой театра: «Я могу понять В. Андропова. Он сюда пришел с большими планами, многое хотел сделать. Кстати, то, что театр строится — во многом eго заслуга.

Сейчас пришел новый главный - В. Воронин из Ростова. Он понимает структуру театра, достаточно организованный человек. Я знаю, что ему не только дали квартиру, но и пообещали, что будут квартиры для солистов, что укомплектовать театр ему помогут, увеличат зарплаты.

Хотя я не очень представляю, что и как будет. Население Астрахани — 500 000. Из отдаленных районов вечером никто в театр не поедет. И давать оперы и балеты раз в неделю в зале на 1200 мест. Для кого? Возможно, стоило бы всех музыкантов города собрать в единый симфонический оркестр, который давал бы в помещении театра концерты. И здесь же выступал бы камерный оркестр, который стал бы и частью симфонического.

И еще. Театр изначально был спроектирован на суперсовременное оборудование — световое, звуковое, сценографическое, сверхсовременную машинерию и хорошую акустику. По-моему, на этом начинают экономить, и это очень жалко. Потом это никогда не восстановят».

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Презентация зала Астраханского театра оперы и балета запланирована на конец октября 2010, а открытие театра - на2011. Будут ли эти сроки соблюдены? Да и нужен ли вообще Астрахани с населением, равным половине одного округа Москвы, театр на 1000 с лишним мест? Будут ли там аншлаги? Сомнительно. Скорее, зияющие пустоты. Строительство остановить уже нельзя, и когда-нибудь театр все-таки откроется. Но хватит ли после этого ресурсов у местной власти насытить это «восьмое чудо света» настоящей творческой жизнью? При том что недоукомплектованность группы, оркестра, отсутствие сильной режиссуры, заметного творческого потенциала — все это лежит на поверхности. Нельзя забывать и о том, что театр оперы и балета — это не только здание и кадры, которые надо еще найти. Это и современное техническое оснащение, и его обслуживание, и декорации, и реквизит и помещения для их хранения, и пошивочные цеха, наконец, прачечная — целый комбинат, обеспечивающий театр всем необходимым. Хватит ли на это средств? Не случится ли так, что «астраханский La Scala» окажется никому не нужным: ни публике, ни артистам? И не выбрасываются ли миллиарды — в кризисное-то время! - на ветер, в пустоту? Все эти вопросы возникают естественным образом, особенно в свете бесконечных строек, реконструкций, долгостроев: Москва, Санкт-Петербург, Самара... Вот и во Владивостоке собираются строить театр к саммиту АТЭС в 2012, но вряд ли задумываются о том, так ли уж нужен он городу. Между тем на строительство необходимо 2,5 млрд. руб. (масштаб цифр соответствует астраханскому), и уже слышны голоса, что к 2012 театр построить не получится. Очередная «потемкинская деревня»?

ЧАСТЬ II. «ПЕРЕСТРОЙКА»

Но не только театральным долгостроем обеспокоены музыканты (и не только музыканты) региона. В список проблемных объектов попала и Астраханская филармония.

Проблемы начались с приходом на должность министра культуры И. Тарасовой в марте 2009 (ее предшественник Б. Полевой был переведен на должность директора государственного автономного учреждения по строительству Театра оперы и балета).

Ирина Тарасова род. 1969 в селе Кротовка Куйбышевской обл. Окончила Астраханскую консерваторию по классу фортепиано (1993) и сольного пения, народный жанр (2004).

Работала на предприятии «Астраханьгазпром» артистом-вокалистом, руководителем ансамбля «Раздивье», директором Центра культуры «Виктория». Была руководителем многих творческих проектов. Организатор корпоративного движения «Возрождая традиции».

Занималась научной деятельностью: создала архив народной культуры Астраханской области по итогам 300 экспедиций по населенным пунктам Астраханской области и Румынии, выпустила CD «Свадебное понизовье», «А в нас ноне...», автор сборника материалов «Возрождая традиции».

Лауреат российских и международных конкурсов. Участвовала в гастролях по России, США, странам Европы и Азии.

Едва освоившись в должности, министр приступила к перестройке художественной жизни области. Причем так рьяно, что это вызвало протест значительной части творческой интеллигенции города и региона, обратившихся с письмом к министру культуры РФ А. Авдееву:

«С момента назначения (март 2009) Тарасовой Ирины Вячеславовны на пост министра культуры Астраханской области началось планомерное подрывание основ художественной культуры, имеющей давние и прочные традиции в регионе.

Началось все с изменений в кадровой политике отрасли культуры <...> от работы отстранялись люди, имеющие соответствующее образование, профессиональную грамотность и авторитет специалиста того направления в области искусства, которое они возглавляли. Уволенные министром специалисты не только знали свое дело, но и искренне болели душой за судьбу художественного образования, искусства и культуры в нашем регионе.

<...> В сентябре 2009 были уволены Емеличева Е.А., первый заместитель министра культуры, и Сорокина О.В., заместитель министра.

В октябре 2009 был уволен начальник Управления по сохранению культурного наследия в Астраханском регионе Богатенко А. В.

В декабре увольняют Базова В.В., директора филармонии, и Белинского В.Н., художественного руководителя филармонии.

<...> Создается впечатление, что нового министра не интересуют профессиональные качества уволенных ею людей, поскольку их места занимают <...> люди, не имеющие опыта работы в данных направлениях и с более низкой квалификацией. Предпочтение отдается кадрам, занимающимся самодеятельностью, клубным работникам.

Приводим некоторые примеры:

Астраханская государственная филармония

(уволен) Директор: Базов В.В. — окончил Астраханскую государственную консерваторию по классу фортепиано, аспирантуру при Казанской государственной консерватории. Кандидат философских наук.

(назначена) Директор: Тупикина В.В. — окончила Астраханское училище культуры и Волгоградский институт культуры (заочно). До назначения в филармонию работала директором ресторана «Суши-бар».

(уволен) Зам. директора: Бабаханян В.Р. — лауреат международных конкурсов, окончил Ереванскую консерваторию.

(назначен) Зам. директора: Девиденко П.М. — окончил Астраханское училище культуры и Волгоградский институт культуры (заочно). До назначения в филармонию работал директором ДК села Красный Яр.

Астраханский государственный музей-заповедник

(уволен) Директор: Павленко Ю.А. — по образованию историк, археолог, кандидат исторических наук.

(назначен) Директор: Кузнецов С.Н. — по образованию ихтиолог. До назначения в музей работал инженером в АО «Водоканал».

<...> Нас беспокоит то, что можно быстро разрушить и потерять навсегда ценности, которые мы имеем и гордимся ими, взамен ничего нового не приобретая».

В числе подписавших — председатель Астраханской организации СК РФ А. Рындин; композитор, засл. деят. иск. РФ, проф. Астраханской консерватории Ю. Гонцов; засл. арт. РФ, проф., зав. кафедрой камерного ансамбля и концертмейстерского мастерства Астраханской консерватории М. Бесценная; проф. Астраханской консерватории Л. Круглова; доц. Астраханской консерватории И. Барабанова; преподаватели Астраханского музыкального училища им. М.П. Мусоргского С. Баева, Н. Омяльева, В. Руденко, И. Новикова.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

В. Базов: «Я впервые пришел в Астраханскую филармонию худруком в 1982, в 27 лет, и был самым молодым в этой должности в СССР. Последние пять лет работал директором, из них два года шла стройка. Не могу сказать, что в деятельности филармонии не было недостатков. Но филармоническая работа налаживалась, в зал стала возвращаться публика. В 2007 к 70-летию филармонии открылся прекрасный Концертный зал им. М.П. Максаковой, с появлением которого филармония словно бы пережила второе рождение. План, нормы — все выполняли. О проблемах филармонии, о том, как строить ее работу, с прежним министром у меня разговоров никогда не было. Не было ни критики, ни одобрения, ни формальных претензий. Но, видимо, с новым министром мы по-разному понимаем, как должна работать филармония.

Например, она заставляла меня создать в филармонии режиссерско-постановочную группу. Но зачем режиссер пианисту, джазовому певцу с бэндом, симфоническому оркестру? Что такое филармония, чем она должна быть — министр не знает. На концерты не ходит, за исключением тех, на которых присутствует губернатор.

С другой стороны, я с печалью думаю: кто наверху знает, как должна работать филармония? Да никто! Там проходит День химика, железнодорожника, работника легкой промышленности, собирается все высокое начальство, проходит торжественная часть минут на 40, затем концерт под фонограмму — и все. Замечательно работает филармония!».

В. Андропов: «С назначением нового министра культуры начались странные вещи. Я с ней встретился, поговорил. С тех пор прошло почти 1,5 года, за которые она была в театре один раз. И я понял, что театр ее не интересует. Как и искусство вообще. Она сняла В. Базова — настоящего специалиста своего дела, которых в Астрахани раз-два и обчелся. А на его месте — менеджер суши-бара! Она сняла В. Белинского — слава Богу, остался хороший камерный оркестр. Ее ничто не интересует, кроме самодеятельности. По крайней мере, сейчас вся деятельность ушла в это направление.

Когда заговорили об открытии театра к 1 мая этого года, мне при¬шла мысль поставить специально написанный балет. Встретились с руководителем театра "Кремлевский балет" А. Петровым и композитором А. Чайковским. Сначала думали о балете "Екатерина", но я их уговорил на балет о Петре I — впервые в истории музыки.

Не хотелось делать что-то помпезное, хотелось чего-нибудь полегче. И Петров написал либретто на основе легенд и анекдотов о Петре I. Чайковский написал прекрасную музыку. Нас поддержали, выделили 600 тыс. руб. Все было подписано на уровне губернатора, министра культуры РФ А. Авдеева. И вдруг областной министр культуры, когда я к ней пришел с этим планом, говорит: "Нам это не надо". Как не надо? Мы же договорились обо всем! "Нет, нам ничего не надо". Ну, что ж… А балет не пропадет.

После этой истории я подал заявление об уходе. Министр мне сказала: "Понимаете, Вы все-таки москвич. А мы хотели, чтобы здесь работал местный, астраханский музыкант". И теперь я узнаю, что приглашен дирижер из Ростова...».

МИНИСТР НА ПРОВОДЕ...

К сожалению, «МО» пока не удалось пообщаться с И. В. Тарасовой: министр находится в отпуске. Но на «прямой линии» в газете «Волга» (9 июля) она ответила на ряд вопросов, которые интересовали и нас.

— Какие проблемы отрасли вас больше всего беспокоят?

— Кадры. Для того чтобы создавать и внедрять новые проекты и программы, нужны хорошие кадры, но, к сожалению, в отрасли катастрофически не хватает режиссеров-постановщиков культурно-массовых мероприятий, звукорежиссеров, художников по свету, педагогов и т.д.

— Почему в министерстве происходит кадровая чехарда, увольняют многих опытных специалистов? Смена в филармонии, в краеведческом музее - третий директор за короткое время.

— В министерстве происходит оптимизация, чтобы отрасль культуры работала системно, структурированно и выдавала свой творческий продукт как результат качественного творческого процесса. В связи с этим формировалась и продолжает формироваться команда. Главным девизом этой команды является профессионализм. При этом хотелось бы, чтобы такие люди, с творчески горящим взглядом, владели бы этикой общения, могли бы строить партнерский диалог. Такие качества в итоге формируют команду и дают необходимый результат. Не хочется быть отраслью, которая финансируется по остаточному принципу. Хочется быть достойной отраслью. А культура достойна этого, потому что это одна из отраслей, которая воспитывает и отвечает за духовное здоровье общества.

<... > Творческий подход к делу, креативность, профессионализм, а самое главное, результат — вот те стимулирующие составляющие, по которым оценивается работник. В этом году у нас в министерстве разработана целая система критериев оценок деятельности подведомственных учреждений культуры. Она заставит руководителей нестандартно мыслить, внедрять инновации и передовой опыт.

— Астраханцев волнует судьба долгостроя музыкального театра. Под силу ли будет его содержание министерству культуры? И учитывается ли, что у астраханской интеллигенции нет финансовой возможности хотя бы раз в неделю посещать оперу? Или он будет превращен в гастрольный театр для заезжих поп-звезд?

— Губернатором поставлен срок проведения презентации-открытия нового музыкального театра на последнюю неделю октября этого года. По крайней мере, мы все прилагаем к этому усилия. В дальнейшем предполагается техническая настройка театра, которая закончится вхождением в театральный сезон. Мне кажется, нельзя рассматривать появление на астраханской земле музыкального театра однозначно в таком плане, что это очень дорогостоящее здание, которое необходимо содержать. Ю.К. Лаптев, советник президента по культуре, на встрече с губернатором подчеркнул, что в мире (!) — не в России и не в Астрахани, а в мире появляется театр, которого долго ждали. А президент определил три театра в России, которые реконструируются и строятся: Большой театр, Мариинский и астраханский. И даже существует такое мнение, что наш — на первом месте по проекту, архитектурному исполнению и внутренней начинке.

А на вопрос, не будет ли музыкальный театр превращен в гастрольный театр для поп-звезд, однозначно можно с уверенностью сказать, что он не для этого строится, а для показа высокого классического искусства».

Позиция министра понятна. Безусловно, Астраханской области, как и любому региону, необходима программа развития культуры. Но начинать надо, наверное, не с «вымывания» профессионалов и не с амбициозных проектов, которые «необходимо содержать» (непонятно, правда, как и за счет чего). Хочется верить словам министра и надеяться на лучшее, но жизнь не всегда поддается указаниям властей предержащих. Пока же перспективы филармонии с новым руководством представляются туманными. Как и перспективы «астраханского La Scala»: скорее всего, он станет прокатной площадкой. В лучшем случае — филиалом Большого или Мариинского театра.

«Музыкальное обозрение» №319-320 от 07.08.2010 г.

Перепечатано в газете "Факт и компромат" №28, 10.09.10.

Загрузка...