Некоторое время назад губернатор Александр Жилкин ознакомился с дипломными работами выпускников и аспирантов Института информационных технологий и коммуникаций Астраханского государственного технологического института и остался доволен их проектами, которые, кстати, уже были одобрены и получили высокие оценки на целом ряде соревнований. В том числе на соревнованиях по робототехнике, проходивших в Москве.

Заинтересовался губернатор и целым рядом туристических идей, которые разработаны специально для нашего региона. И настоятельно рекомендовал использовать их представителям туристических фирм, потому что они новы и интересны.

Чтобы идеи молодых были взяты на вооружение, Александр Жилкин предупредил присутствующих, что будет лично это контролировать. А также обещал проследить, как будут предприятия трудоустраивать активных молодых людей.

Надо полагать, что всех их непременно трудоустроят. А как же иначе – сам глава региона обратил внимание на них. В этом я, например, ничуть не сомневаюсь. Вот если бы так было всегда и везде. Как только студенты заканчивают учебные заведения, к ним приезжают руководители области или города, ну пусть хотя бы руководители предприятий, и громогласно заявляют, что обязательно их трудоустроят. И не только трудоустроят, но и будут выплачивать неплохое месячное денежное вознаграждение. А тем, у кого проблемы с жильём, ещё и предложат место в общежитии, а лучше в жилом доме со всеми удобствами.

Не правда ли, интересная идея? А ведь так было в советское время. Тогда студентам, защищающим дипломы, предлагалось место работы на выбор. И выбор этот был в пределах всего Советского Союза. Я закончил в 1962 году Астраханский автодорожный техникум. Когда мы, студенты, четвёртого курса сели за написание дипломных работ, в вестибюле техникума вывесили перечень направлений, куда требовались специалисты нашего профиля. Практически вся география: Красноярский, Алтайский и Краснодарский края, республики Кавказа, центр России, Урал…. Были и другие места на выбор. И мы, молодые специалисты, заранее выбирали, куда хотим ехать работать. Об этом и заявляли во время получения диплома. Я, например, выбрал Алтайский край и ничуть об этом потом не пожалел.

Когда мы были молодыми, столько учебных заведений, сколько их сейчас в Астрахани, не было. Как говорится, раз, два и обчёлся: рыбвтуз, пединститут. Вот, пожалуй, и все высшие учебные заведения. Меньше, чем сейчас, было и техникумов. Поступая в то или иное заведение, мы твёрдо знали, что будем востребованными на производстве, потому что предприятия в стране работали, им нужна была рабочая сила. В том числе специалисты высшего и среднего звена. Не оставались без трудоустройства и учащиеся профтехучилищ. Тогда они ещё назывались ремесленными училищами. Их в Астрахани было более десяти. Чуть ли не каждый завод, во всяком случае, крупные заводы, имели свои училища. Готовили свои кадры. Слесари, токари, сварщики, судостроители и судоремонтники всех профилей были востребованы. Я, например, учился после семилетки на токаря в ремесленном училище № 2. Потом работал два года до армии на заводе «Рыбсудомотор». Потом он был переименован в завод «Октябрь». После трёх лет службы, демобилизовавшись, поступил в автодорожный техникум. Так же судьба складывалась у многих моих сверстников. Государство заботилось о молодёжи, о молодых кадрах. Для нас, как говорится, все двери были открыты. Было желание учиться – учись. Захотел работать – предприятия на выбор. Проблем с рабочими профессиями тогда не было. А сейчас не хватает токарей, квалифицированных слесарей, рабочих для судостроения и судоремонта. Приходится приглашать даже из-за «бугра». А те, что трудятся, в большинстве своём люди пред пенсионного и пенсионного возраста.

В данный момент в учебных заведениях идёт приёмная кампания. Вузы и средние учебные заведения завалили рекламой телевидение и печатные издания.

Большой проблемой этих учебных заведений можно считать их направленность. Чуть ли не во всех готовят бухгалтеров и экономистов, секретарей, референтов, поваров-кондитеров. А вот с производственниками-металлистами большущий пробел. С теми же токарями, слесарями, судовыми монтажниками. Зато водителей готовят столько – хоть отбавляй.

Вот такие у нас перекосы. Учебные заведения, независимо от их статуса, стараются открывать такие факультеты и отделения, где готовят специалистов престижных профессий – вроде юристов. Их уже столько наштамповали – девать некуда. Но их всё штампуют и штампуют. А что не штамповать, если учебное заведение специалистов этой профессии готовит в основном на коммерческой основе? Для учебных заведений это настоящее благо. А будет человек трудоустроен или нет, их не заботит.

Во многих больницах и поликлиниках нашего региона не хватает медицинских работников, хотя их ежегодно выпускает и медакадемия, и медицинский колледж. То же самое можно сказать и о педагогических заведениях.

Куда же они деваются? Всё довольно просто. Окончив то или иное учебное заведение, молодые люди отправляются поближе к родителям, потому что не представляют, как будут жить самостоятельно. А родители у многих живут в сельской местности, где с работой сплошные проблемы. И совсем плохо с работой на отдалённых фермах и прифермовских посёлках. Тем не менее, они туда едут. И, естественно, становятся безработными. И таких дипломированных специалистов, оказавшихся без работы, с каждым годом становится всё больше и больше.

Борис Касаткин,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 29 (538), 02.08.2013 г.