17 ноября 2017 года распоряжением администрации Харабалинского района Астраханской области на территории муниципального образования был введён режим чрезвычайной ситуации. Основание: отсутствие нормативного запаса топлива – мазута в мазутохранилищах, реальная угроза причинения вреда здоровью населения и нормального функционирования объектов социальной сферы в условиях низких температур, а также организация и выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Благодаря этому документу администрация Харабалинского района издала следующее распоряжение: о необходимости заключить муниципальный контракт на поставку 820 тонн мазута с единственным поставщиком, минуя конкурентный способ определения поставщиков, то есть без открытого аукциона в электронной форме.
23 ноября такой контракт был заключен с ООО «Югснаб». Его сумма составила 13 миллионов 357 тысяч рублей.
Денег у администрации было много, и её руководство с декабря по март 2018 года заключило ещё семь контрактов. Кроме «Югснаба», счастливчиками, продавшими тонны мазута за десятки миллионов бюджетных рублей, стали ООО «ОйлПродукт» и ООО «Волга-ГЭС». Минуя открытые аукционы, харабалинские власти за прошедший отопительный сезон в общей сложности потратили 87 миллионов рублей. Причём в последние семь раз не было даже каких-либо специальных распоряжений администрации, которыми она могла бы прикрыть свой нерациональный и противозаконный подход к госзакупкам.
Так мало того что не было оснований для заключения этих семи контрактов без аукционов, ещё и самый первый контракт на 820 тонн мазута, который хоть и был под прикрытием специального распоряжения, в итоге всё равно оказался заключен незаконно. Потому что условия для чрезвычайной ситуации, которую придумала райадминистрация, как выяснилось, не такие уж и чрезвычайные и нормам федерального законодательства не соответствуют.
Эти нарушения в деятельности администрации Харабалинского района выявлены антимонопольной службой по Астраханской области. Чиновники нарушили часть 2 статьи 59 федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Надо полагать, что ситуация вокруг бюджетных расходов на топливо в Харабалинском районе в ближайшее время станет предметом для более серьёзных разбирательств со стороны прокуратуры Астраханской области, ФСБ и следственного комитета.
Максим Терский