Историк Борис Якеменко знакомит с историей котов на Руси. Уверены, этот позитивный материал не только улучшит ваше настроение, но и расширит кругом, усилив любовь к братьям нашим меньшим.
«Известно, что на Руси и в средневековой России в домах держали «котков» (котов). При этом кот понимался как чистое животное, которое может, в отличие от собаки, входить в церковь и даже жить при церкви, не оскверняя ее. В стенах некоторых древних храмов Владимиро-суздальской земли даже сохранились лазы для кошек.
Поэтому кота можно было называть христианскими именами (Васька, Машка), в отличие от собаки. Собака считалась животным нечистым, поэтому ей придумывали кличку и даже когда собаку называли именем человека, это имя не входило в православные святцы, а было заимствовано из иноязычного источника. Поэтому собаку, в отличие от кота, держали во дворе, а если она заходила в храм, его надо было переосвящать.
В средневековье на Руси даже существовал специальный «Чин на очищение церкви, егда пес вскочит в церковь или от неверных войдет кто», который был отменен только в ходе реформ патриарха Никона. Отсюда ругательства и отрицательные коннотации, связанные с собакой («ты собака», «пес поганый», «собачья жизнь», «холод собачий»), матерную ругань называли «лая матерная», уподобляя ее собачьему языку, в то время как с образом кота никакой ругани и оскорблений связано не было.
Первые коты появились на Руси на заре государственности – при раскопках Рюрикова городища в Великом Новгороде были обнаружены кости кошек, относящихся к IX-XII вв. Существует легенда, что первого кота на Русь привезла византийская принцесса Анна, жена киевского князя Владимира Крестителя, равно как есть гипотеза, что первые коты появились на Руси благодаря скандинавам-варягам.
Первое письменное упоминание о котах встречается под 1230-м г. в Новгородской первой летописи. В этот год по всей Европе воцарился страшный голод и в летописи в этот могу было отмечено, что люди обезумели: «яко инии простая чадь резаху люди живыя и ядяху, а инии мертвая мяса и трупию обрезающе юдаху, а друзии конину, псину, кошкы...».
Стоил кот очень дорого (очевидно, из-за редкости) и поэтому его могли иметь только люди с достатком. В церковном правовом документе «Правосудие митрополичье» XIV в., кот стоит три гривны (столько же стоил пахотный вол, а лошадь или корова стоили дешевле). Там же есть статья, согласно которой за убийство кота полагалось заплатить гривну штрафа и найти хозяину нового кота.
А в 1597 г. в уральском городке Верхнетагиле случилась трагедия: «А воевода в городе был с Москвы Рюма Языков. И был у тово воеводы с собою привезен казанской кот большей. И все-де ево подле себя держал Рюма. И тот кот спящему ему горло преяде и до смерти заяде в том городке».
«Казанский кот» это не только обозначение места происхождения кота. Есть предположение, что это порода либо крупных «бойцовых» котов с характерной внешностью, существовавших в Казани (сейчас эта порода не существует – она перемешалась с другими), либо порода прирученных камышовых котов (манулов).
В более позднее время казанские коты часто изображались на лубках. Последние часто сопровождались подписями «Кот Казанский всему Отечеству отец», «Кот Казанский, ум Астраханский, разум Сибирский» – в последней подписи явно видна отсылка ко времени Ивана Грозного.
Кот был и у царя Алексея Михайловича. В 1661 г. художник из Голландии Ф.Мушерон даже создал портрет этого кота и это изображение стало первым в русской истории «официальным» портретом домашнего животного царя.
Коты в средневековье жили даже в кельях у монахов, в то время как духовному лицу запрещалось держать собаку. В «Житии преподобного Никандра Псковского» есть драматическая история кота, которого захотел иметь у себя Никандр.
«Пришел к святому некий муж по имени Иосиф ради помощи душевной. Преподобный же сказал ему: «Иосиф, чадо, нет у меня кота, но исполни ради меня послушание, отыщи мне кота». Иосиф же сказал: «Да где же я найду это угодное тебе существо?» Он сказал Иосифу: «Есть у Спасского дьякона в Заклиньи». Иосиф же спросил: «А ты у него просил его?» Святой ответил: «Я и в лицо его не видел и не знал с тех пор, как пришел в пустынь эту». Иосиф пошел, а святой спросил его: «Будешь ли в третий день?» Иосиф ответил: «И завтра, отче, буду». Святой же сказал: «И в четвертый день тебе не бывать, и повеленное тебе не исполнить».
Пришел Иосиф к дьякону Ивану и спросил о том, за чем его послали. Он же дал ему то, за чем его посылали, и Иосиф пошел в пустынь с котом. И по внушению дьявольскому возвратился Иосиф в дом свой, и оставался дома три дня, и кота посадил в темном месте, и не давал ему есть и пить, и забыл о нем и о пророчестве святого. И на пятый день пришел к святому. Святой же, все провидя, стал говорить ему: «Иосиф, почто кота этого в темнице смирял три дня, а сам дома пребывал?».
Иосиф, увидев его прозорливость, пал к ногам его и покаялся. Святой же послал его обратно, туда, где взял кота, ибо поступил Иосиф не по наказу святого, и отправил его. Иосиф отошел от келии святого с треть поприща, и пришло ему на ум подойти к келии и кота выпустить.
А святой отправил Иосифа, и остался в келии своей, и предугадал помыслы его. Иосиф уже запустил руку за пазуху и ухватил кота и хотел его выпустить, и вдруг невидимою силою некоею схватил святой Иосифа сзади и трижды проговорил: «Иосиф, Иосиф, Иосиф, что делаешь не по повелению!» И обличил его, и сказал: «Поведай мне, что замышляешь?» Он же ответил ему: «Ты, отче, все помыслы мои знаешь, хотел ведь выпустить кота около келии твоей. Твоя же прозорливость опережает беззаконное непослушание». Святой повелел ему молчать, и благословил его, и отпустил его».
В другой раз кот Никандру приснился и это так его удивило, что он проснулся и вдруг увидел двух волков, которые готовились напасть на него. Никандр прогнал их посохом и молитвой».