Непочатый край профессий
Из кинофильмов, газетных статей, телевидения мы знаем, какой энтузиазм царил в стране, которая называлась Советским Союзом. Когда требовалось, когда было нужнее, люди буквально дневали и ночевали на рабочих местах.

Народ строил, возводил новые заводы, поднимал к нему жилые дома, прокладывал дороги. И всё это делалось во имя трудового подвига, ради большой цели! И неудивительно, что, несмотря на трудности, пятилетние планы, которые тогда провозглашались, выполнялись значительно быстрее.

Пришли другие времена, и всё изменилось. Теперь не заставишь людей «гореть» на работе. Опросы показывают: сейчас 50 процентов россиян не видят связи между их трудом и заработной платой. Поэтому, мол, и нет стимула выполнять и перевыполнять поставленные перед ними задачи. Вот и ищут люди работу, на которой можно было бы заработать достойно.

А перейти с одной работы на другую в данный момент совсем не просто. Экономическая ситуация в стране совсем не простая. Поэтому работодатель ищет специалистов опытных, знающих своё дело, не молодых, только что закончивших учебное заведение. Ему нужны работники, которые уже достигли многого. То есть, не молодые: от 30 лет и старше. Но, во всяком случае, которым не больше пятидесяти. 50-летних не всегда встречают с распростёртыми объятьями за исключением, конечно, очень ценных и очень опытных специалистов в соответствующих отраслях. Как это ни печально, руководители предприятий почему-то предпочитают иностранцев, которые в последнее время зачастили к нам.
Недавно премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил квоты на наём иностранных рабочих, уточнив при этом, что желательно принимать только высококвалифицированных. Но все ли приезжающие в нашу страну квалифицированные? Практика показывает: не все. Практика показывает, что лишь единицы отвечают предъявляемым требованиям.
Привлекаемые из-за бугра специалисты - это, конечно, хорошо. Но лучше опираться и доверять своим. Но вот незадача: своих у нас становится всё меньше. Одни уже давным-давно на заслуженном отдыхе, а другие: получив знания и опыт у нас, уезжают заграницу. И там предлагают себя за большие деньги. Так что остаётся одно: самим готовить хорошие кадры в вузах, колледжах, техникумах.

Учебных заведений в нашей стране хватает. Даже лишних полно. Помните, как в 2016 году «шерстили» некоторые из высших заведений, которые увлеклись штамповкой дипломов, не подкреплённых знаниями. Специалисты с такими дипломами в нашей стране, конечно, не нужны. И не удивительно, что обещание главы минобрнауки Ольги Васильевой не разочаровали сенаторов, перед которыми она выступила некоторое время назад на комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре. А она сказала о желании прекратить объединение вузов, молодых специалистам надо помогать в поиске работы, а в школы вернуть общественно-полезный труд.

Кстати, трёхсторонний контракт между вузами, работодателями и студентами уже в ближайшем будущем может стать серьёзным подспорьем для молодых специалистов, впервые занявшихся поиском работы, отметила она. Примерно такая практика существовала в советское время. Я, например, после окончания астраханского ремесленного училища №2 по распределению был направлен на судоремзавод «Рыбсудомотор», потом он стал называться заводом «Октябрь», где работал до призыва в армию. Также по распределению после автодорожного техникума был направлен в Алтайский край. Такое тогда было законодательство. Мне, как и многим окончившим учебные заведения, представилось право выбора места учёбы, а государство заботилось о том, чтобы выпускники не остались без работы. Наши сегодняшние высокие чиновники против этого. Против и Ольга Васильева. Вернуться к советской системе распределения выпускников вузов мы, мол, не можем. Но о контракте, можно, мол, подумать, заявила она.

На рынке труда ситуация меняется. Одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Популярность профессий и специальностей тоже не стабильна. Чтобы рынок труда не страдал от нехватки рабочих рук, а окончившие учебное заведения имели возможность самореализоваться, парламентарии вслед за министерством просвещения готовы поддержать введение уроков труда и профессиональной ориентации в школах. А пока идут дебаты по этой проблеме, учащиеся продолжают ориентироваться в выборе профессии на их востребованность и на свою интуицию.

Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №7 (717), 2017 г.