Общеизвестно, что на детях знаменитостей природа отдыхает. Исключения из правил чрезвычайно редки. Однако детишки прославленных родителей с пелёнок убеждены в собственной исключительности и считают себя таковыми вплоть до седых висков. Отсюда происходит ощущение вседозволенности, высокомерие, несоблюдение общепринятых правил и норм человеческой жизни и как следствие этого пренебрежение к закону, который якобы вовсе не для них писан.
Столкнувшись в трудовом сообществе с индивидуумами такого рода, окружающие испытывают сильнейший моральный дискомфорт и другие серьёзные неудобства. Приказы для «папиных деток» оказываются чуть ли не оскорблением личности, деловые замечания ими вовсе не воспринимаются, а должностные обязанности, как правило, исполняются «через пень-колоду». Их чрезмерно чувствительные души кому-либо травмировать опасно: мстить умеют изощрённо.
Председатель Астраханского гарнизонного военного суда полковник юстиции Николай Николаевич Поваляев занимает эту должность с 1994 года. Но, несмотря на солидный опыт, с подобными субъектами раньше дело не имел. На военной службе приказы не обсуждаются и исполняются незамедлительно согласно Уставу. Иного мнения о вышесказанном придерживается подчинённый Поваляева судья Артур Жумабаевич Рамазанов, подполковник юстиции, служащий по контракту в гарнизонном военном суде с июля 2000 года.
Фамилия Рамазанов на слуху астраханцев около четырёх десятков лет. Но Артур Жумабаевич здесь не при чём. Известность в губернии и за её пределами имел его родитель Жумабай Калидулаевич Рамазанов, работавший заместителем председателя и председателем Астраханского областного суда. В 80-е годы он получил статус судьи Верховного Суда СССР и РФ, а вместе с ним – обширные коммуникативные связи в верхних эшелонах власти. В 90-е годы вернулся в Астрахань на прежнее место. То ли «звёздная болезнь», то ли иные причины резко повлияли на его и без того сложный характер. Рассказывают, что многие местные судьи после возвращения Рамазанова из столицы относились к Жумабаю Калидулаевичу неуважительно и имели к нему серьёзные претензии служебного толка, о чём сообщали разные СМИ до самой отставки председателя областного суда, которую коллеги ожидали с нетерпением.
Это отступление в данной статье вполне уместно, чтобы объяснить события в гарнизонном военном суде, происходящие сегодня и связанные с именем Рамазанова-младшего, одного из двух сыновей Жумабая Калидулаевича.
Артур Жумабаевич Рамазанов, судья гарнизонного военного суда, ничем особенным никогда не блистал. Сотоварищи не припомнят ни одного судебного процесса, проведённого им на высоком профессиональном уровне. Наоборот, этому судье многократно высказывались одни и те же резонные претензии к ведению дел: факты волокиты, нарушение им сроков судопроизводства, отсутствие в делах обязательных протоколов судебных заседаний, наличие неподписанных протоколов и так далее. По выявленным проверками нарушениям, начиная с 2004 года, систематически составлялась документация аналитического характера. Судью Рамазанова заслушивали на оперативных совещаниях, где назначались сроки для устранения выявленных недостатков.
Жёсткая военная дисциплина обязывала судью подполковника Рамазанова срочно отреагировать на претензии к его профессиональной деятельности, перестроить её в нужном направлении. Но Артур Жумабаевич, очевидно, решил, что вышесказанное к нему никак не относится. Поэтому стиль его работы остался прежним на все последующие годы, что констатируют документы плановых проверок 2006 – 2008 годов. В выводах различных проверяющих инстанций, включая Северо-Кавказский окружной военный суд, зафиксированы существенные нарушения норм УПК РФ: попустительское отношение судьи к своим обязанностям, ненадлежащая подготовка дел к рассмотрению, нарушение сроков их представления на кассационное рассмотрение и так далее. В деятельности Рамазанова царил полный застой.
Будь на месте Артура Жумабаевича простой человек, его песенка как судьи давно была бы спета. Не секрет, что от качества профессиональной деятельности судьи напрямую зависит судьба десятков и сотен людей. Подполковник юстиции Рамазанов оказался в полном смысле непотопляемым, а всё оттого, что был сыном «звёздного» родителя. В патовой ситуации он тотчас же оказывался в госпитале, где месяцами поправлял пошатнувшееся здоровье. При этом страдало судебное производство.
- Больной человек на военной службе? Нонсенс! – воскликнет удивлённый читатель.
И будет посрамлён своей наивностью. При папе, у которого есть «рука» аж в самой первопрестольной, ничего невозможного не бывает. Могущественные лица неизменно отводили беду от Рамазанова-младшего, не позабыв, наверное, дружеских связей с его отцом.
Что касается председателя Астраханского гарнизонного военного суда полковника Поваляева, то для него все попытки воздействовать на стиль и качество работы нерадивого судьи неизменно кончались провалом именно в связи с данным обстоятельством и превращались в «зубную боль».
О признании Артура Жумабаевича Рамазанова бесперспективным и профессионально непригодным судьёй при таких «тылах» можно было и не мечтать. Ещё 12 марта прошлого года представление за подписью Поваляева, содержащее объективные выводы о низкой квалификации судьи, легло на стол председателя областной квалификационной коллегии Астраханского областного суда А. Ш. Тагировой и до сих пор лежит там без какого-либо реагирования. Что бы это значило? Остаётся лишь догадываться.
В истекшем году Рамазанов поставил настоящий рекорд по долгосрочному пребыванию на больничной койке. Этому предшествовала работа комиссии, проверявшей порядок рассмотрения Рамазановым судебных дел. Отказавшись подписать акт комиссии от 29 декабря 2007 года и не признав её выводов, Артур Жумабаевич отбыл 10 января 2008 года на плановое лечение и не появился на своём рабочем месте вплоть до 17 декабря.
Не будем подвергать сомнению назначение столь длительного лечения и копаться в диагнозе. Это не в нашей компетенции. Однако невольно возникает вопрос, требующий ответа: почему пациента госпиталя, не могущего так долго вернуться в строй, тем не менее, медики признают годным к воинской службе? Такое заключение противоречит логике вещей и вызывает не только недоумение, но и иные мысли. Может быть, уже настала пора руководству Северо-Кавказского военного окружного суда потребовать вразумительного ответа у членов медицинской комиссии на столь важный вопрос и наконец расставить всё по своим местам? Тогда никто не будет недоумевать и теряться в догадках.
По-видимому, именно заключение комиссии по проверке деятельности судьи подвигло Рамазанова к активным наступательным действиям. Находясь в плену собственных амбиций и завышенной самооценки, Артур Жумабаевич в 2008 году во время пребывания на лечении инициировал целый поток жалоб на своего «обидчика» (Поваляева), направив их в различные инстанции. В перечне адресов: Военный окружной суд СКВО, Судебный департамент при Верховном суде РФ, Счётная палата РФ, Высшая квалификационная коллегия судей РФ, Следственный комитет при Прокуратуре РФ и даже Президент РФ.
Что же инкриминирует военный судья А. Ж. Рамазанов председателю гарнизонного военного суда Н. Н. Поваляеву? И какое отношение имеют мнимые или истинные грехи председателя к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, выявленных ежегодными проверками комиссий деятельности судьи Рамазанова, оскорблённого в лучших чувствах?
Нет смысла приводить в данной публикации весь собранный Артуром Жумабаевичем «компромат» на Поваляева. Его в избытке. Многое в жалобах проверяющие из окружного суда СНВО отмели, как неподтвердившееся. Для читателя хочу привести информацию о нарушениях финансовой дисциплины: мол, Поваляев незаконно получил материальную помощь в сумме 65 тысяч рублей, хотя его семья не является малоимущей. На самом деле эта выплата была произведена ему на основании приказа начальника Управления Судебного департамента К. В. Попова, так как не Поваляев, а он распорядитель кредитов, который вправе принимать самостоятельные решения по финансовым вопросам. В то же время сам Рамазанов, имея в личной собственности четыре машины (две из них – иномарки) и несколько квартир, также получил материальную помощь в размере одного оклада денежного содержания. И обратился с рапортом об оказании этой помощи, хотя в декабре 2008 года получил денежное содержание в сумме 400 тысяч рублей. Выходит, что можно Рамазанову, нельзя Поваляеву?
При всём при этом Артур Жумабаевич пытается в своих жалобах и обращениях акцентировать внимание на причинение Поваляевым ущерба его судейской репутации в нарушение Кодекса судейской этики. По этому поводу он даже в Верховный Суд обратился.
На самом деле даже после защиты кандидатской диссертации репутация судьи Рамазанова в глазах судейского сообщества не была высокой. В ответе Следственному комитету при Прокуратуре РФ на жалобу А. Ж. Рамазанова председатель Астраханского гарнизонного военного суда Н. Н. Поваляев констатитует:
«…Помимо ошибок общего характера, волокиты, им допускалось и необоснованное осуждение.
К выполнению поставленных задач относится безответственно, систематически нарушает процессуальные сроки при рассмотрении уголовных и гражданских дел, допускает волокиту, в результате чего дела рассматриваются годами. Обладает низкой работоспособностью».
Согласно Положению о дополнительной премии судьям, где применяется 15-балльная шкала оценки судебной работы, деятельность Рамазанова оценивалась не более трёх баллов.
Бросаясь в яростную атаку на председателя гарнизонного военного суда, Артур Жумабаевич не жалеет чёрных красок и фантазии: он-де и в предоставлении отпуска за 2007 год отказал, и финансовую дисциплину нарушает, и сауну для себя любимого в суде построил.
Насчёт сауны привожу пояснение, отражённое в акте Управления судебного департамента Астраханской области по финансовому и материальному обеспечению Астраханского гарнизонного военного суда от 15 декабря 2008 года:
«…Строительство «бани-сауны», как указано в жалобе Рамазанова, на территории, занимаемой Астраханский ГВС, не проводилось, а был произведён капремонт здания гауптвахты на общую сумму 84969 рублей. В подвальном помещении ГВС были подготовлены две комнаты психологической разгрузки. Позднее на базе этих комнат были оборудованы спортивная комната (16,8 кв. м), санитарная комната с санузлом (15,2 кв. м) и сауна (5,8 кв. м). Оборудование и инвентарь получены от войсковой части № 59042 на общую сумму 110527 рублей. Впоследствии имущество переведено по учёту в бухгалтерию Управления, как материальные ценности, находящиеся во временном распоряжении.
Электроэнергия, расходуемая в ходе эксплуатации сауны, фиксировалась автономным счётчиком и оплачивалась из собственных средств судей путём внесения их по приходным ордерам в кассу Управления с последующим восстановлением на лицевые счета».
Кстати сказать, услугами сауны пользовались все судьи, включая Рамазанова, а не только Поваляев. Впрочем, во многих российских судах сауны – не редкость и не в подвалах оборудованы, куда лучше оснащены.
Особо не задумываясь, Артур Жумабаевич вменил в вину Поваляеву даже «неблагодарность» по отношению к Жумабаю Калидулаевичу Рамазанову, который в бытность областным судьёй якобы продвигал его по службе.
Примечательно, что спустя пять лет после отставки Рамазанова-старшего его коммуникативные связи в Москве, очевидно, ничуть не ослабли. Именно этим, должно быть, объясняется тот факт, что жалобы сына не сбрасывались назад в регион согласно статье 33 Закона об обращениях граждан, как водится в отношении всех прочих «не звёздных» лиц. Более того, рисковые журналисты, поверив Артуру Жумабаевичу на слово, отважились опубликовать материалы, порочащие честь и достоинство председателя Астраханского гарнизонного военного суда Н. Н. Поваляева, не сочтя нужным добросовестно вникнуть в суть дела (статья Е. Маетной, К. Гаазе «Судебные трения», журнал «Русский Newsweek» № 49 (221) от 1-7 декабря 2008 года). С прессой у верховных судей всегда была налажена прочная связь позитивного взаимодействия. Ну, как не порадеть своему человечку?
Председатель Астраханского гарнизонного военного суда Н. Н. Поваляев в письменной форме изложил своё мнение о данной публикации и в соответствии со статьями 43-46 Закона о СМИ потребовал от главного редактора журнала В. М. Фишмана опубликовать его вместе с опровержением о несоответствии распространённых сведений действительности. Ответ пока не получен.
Во многих жалобах Рамазанова присутствует акцент на том, что Поваляев, якобы, опасается, что Артур Жумабаевич займёт место председателя гарнизонного военного суда. И тут же подчёркивает, что таких мыслей об этом «кресле» у него не было. На наш взгляд, согласно должностной характеристике, А. Ж. Рамазанов в список кандидатов на столь высокий пост попасть не должен. Но чем чёрт не шутит? Особенно, когда у тебя «звёздный» родитель.
Долго ли будет пылиться на столе у председателя областной квалификационной коллегии Астраханского областного суда А. Ш. Тагировой прошлогоднее представление председателя гарнизонного военного суда Н. Н. Поваляева о привлечении к дисциплинарной ответственности судьи А. Ж. Рамазанова? Оснований для дисциплинарного взыскания объективно более чем достаточно.
Позволим себе привести некоторые извлечения из Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 21 от 31.05.2007 года, учитывая, что в судебной практике судьи Рамазанова отмечалось несоблюдение требований процессуального законодательства о порядке, сроках подготовки и назначения судебных заседаний:
«Сроки рассмотрения дел неразрывно связаны с правом на справедливое судебное разбирательство. В связи с этим неотъемлемой составляющей частью профессиональной этики судьи является соблюдение установленных законом процессуальных сроков рассмотрения судебных дел, жалоб и заявлений».
Несоблюдение вышеназванного - один из главных поводов привлечения судей к дисциплинарной ответственности.
Из ответа на жалобы Рамазанова от 07.01 и 26.01.2008 года председателя Северо-Кавказского окружного военного суда полковника юстиции К. С. Жудро № 1178 от 21.02.2008 года:
«…Результаты проведённой проверки не подтвердили обоснованности Ваших жалоб на председателя гарнизонного военного суда. Вместе с тем в ходе проверки выявлены факты существенного нарушения Вами порядка рассмотрения судебных дел, в связи с чем предлагаю Вам принять срочные меры по исправлению стиля и качества своей работы».
Как видим, такие выводы делал не только Поваляев и комиссия гарнизонного военного суда. Казалось бы, всё ясно. Всем. Но не А. Ж. Рамазанову. Он, видимо, полагает, что для критики недосягаем. А посему считает, что к дисциплинарной ответственности привлекать следует не его, а председателя гарнизонного военного суда Н. Н. Поваляева, причинившего ущерб его репутации.
«Всё могут короли», - поётся в песне. Артур Жумабаевич, судя по всему, уверен, что сможет отомстить Поваляеву за критику руками людей из Верховного Суда РФ, так как в Астрахани и Северо-Кавказском округе ему это не удалось. Надеется, как обычно, на «звёздного» папу.
Надеемся и мы, что у Николая Николаевича Поваляева твёрдый военный характер, и он сможет аргументировано доказать даже в Верховном Суде РФ, что белое - оно белое, а вовсе не чёрное. И выйдет из этой передряги с достоинством.
Уважаемые читатели! Если вы желаете поделиться своим мнением по этому поводу или просто рассказать о наболевшем, звоните по телефону 8-908-625-82-93.
Людмила МАНИВА,
консультант Астраханского регионального отделения Общероссийского движения «За права человека».
Газета "Факт и компромат" №3, 28.01.09.