«Факт и компромат» продолжает освещать аспекты деятельности министра культуры нашего региона И.Тарасовой. В №28 (410) от 10-16 сентября мы предложили на суд наших читателей полный текст скандальной статьи столичного «Музыкального обозрения» - «Не так сели…». В №29 мы выступили с разгромным материалом «Культура всё хуже, культуры всё меньше», где задались вопросом: сколько украдено из 70 миллионов рублей, выделенных на реставрацию дома Тетюшинова.
К освещению темы бездарной и дорогостоящей реставрации дома Тетюшинова мы вернёмся на следующей неделе: кроме возмущённых откликов наших читателей «Факт» опубликует заключение ОГУ «ГНПУ «Наследие», сделанное в результате мониторинга дома Тетюшинова. В заключении установлено, что работы проводились с многочисленными грубейшими отклонениями от проектных решений.
А сегодня перед вами - расследование нашего еженедельника по ключевым аспектам деятельности главы астраханского облминкульта.
КАК «РЕСТАВРИРУЮТ» КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Реставрация проводилась в 2007-2008 гг, общая величина затрат на данный проект 51 млн. рублей, из них из федерального бюджета было выделено 30 млн.
За счет средств областного бюджета (1,4 млн руб.) министерством культуры Астраханской области в марте 2007 года была разработана научно-проектная документация на реставрацию здания краеведческого музея.
Федеральным агентством по культуре и кинематографии (которое было заказчиком работ по реставрации музея), в сентябре 2007 года проведены торги по выбору генерального подрядчика. Победителем оказалось столичное ЗАО МСПА «МОССИБ». За работу над астраханским музеем москвичи должны были взяться в мае 2008 года, а закончить её в конце сентября того же года. В сроки не уложились и ЗАО дали срока до середины лета 2009 г. Но и в те сроки не уложились, в итоге работы над музеем осуществляются до сих пор.
Такое затягивание произошло потому, что у субподрядчика – ООО «Стабильность» - не оказалось «квалифицированных специалистов и необходимых материалов». В итоге даже неспециалисту заметна существенная разница между фактически выполненными объемами работ и заложенными в сметной документации. А уж специалистам и подавно. ОГУ «ГНПУ «Наследие», разрабатывавшее научно-проектную документацию по реставрации краеведческого музея, получило от департамента культурного наследия задание проанализировать фактические выполненные работы по реставрации музея. Вердикт специалистов был неутешительным: было выявлено несоответствие объемов, видов и качества выполненных работ подрядчиками.
С начала своего руководства Тарасова И.В. проявила, как кажется, особый интерес к незавершенным объектам ЗАО МСПА «МОССИБ» - таким как краеведческий музей и Благовещенский монастырь. Она совместно с директором данной фирмы неоднократно обращалась в министерство культуры РФ с просьбой продлить сроки исполнения по госконтрактам, указывая на «высокое качество» работ данного подрядчика. Работы на краеведческом музее и Благовещенском монастыре подрядчиком до сих пор не завершены (ввиду низкого качества работ постоянно приходится устранять брак – на стенах и потолках наблюдаются трещины, столярка не реставрировалась, все замазали краской, в т.ч. и историческую фурнитуру).
ОТ МИНИСТЕРСТВА - ЛИШЬ ПАЛКИ В КОЛЁСА
В августе 2009 года Министерство культуры РФ провело конкурсные торги на производство ремонтно-реставрационных работ по нескольким объектам в нашем регионе. Это Астраханский кремль (срок окончания - до 1 декабря прошлого года), а также хурул и мечеть - их отремонтировать должны были на месяц раньше, чем кремль. Общая стоимость затрат на данные мероприятия составляет 135 млн. руб.
По итогам открытого конкурса были заключены госконтракты с ФГУП «Ресма». Однако подрядчику попросту не давали работать – «Ресма» не могло получить разрешение на производство работ вплоть до ноября 2009 г.
Всё потому, что министерство культуры всеми силами пыталось навязывать заказчику («свои»?) субподрядные организации - «МОССИБ» и «Лиану».
У заказчика сложилось впечатление, что чиновники даже не скрывали своих корыстных целей: все вопросы, которые ставились перед «Ресмой» имели прямое отношение к выдаче или не выдаче разрешения на производство работ. Так, один из чиновников (фамилия имеется – прим. ред.) требовал у «Ресмы» предоставить списки субподрядчиков, участвующих в производстве работ. Это является превышением полномочий госоргана по охране памятников; согласно переданных полномочий минкульт вправе контролировать качество работ, а также виды работ, предусмотренные госконтрактом.
«Ресму», если говорить открыто, чуть ли не шантажировали. Минкульт ведь должен оформить акты выполненных работ по госконтрактам, вот и говорили прямо – будут проблемы при «закрытии фактического выполнения», если ФГУП не заключит договор субподряда именно с теми предприятиями, на которые укажет наманикюренный пальчик.
ТАЙНЫЕ ВИЗИТЫ, ВОДНЫЕ ПРОГУЛКИ
Действовали и в лоб, и в обход. Так, 15 сентября прошлого года представители заказчика приезжали в наш город для осмотра объектов перед началом производства работ. Руководители министерства культуры организовали им «прогулку на яхте», которую оплатил один из столь интересующих министерство субподрядчиков. Характерно, что на «прогулку» прибыл и председатель правительства Астраханской области К.А. Маркелов, не скрывающий своей любви к загородному отдыху.
А что мелочиться? Здесь размер вознаграждения за заключение нужного договора запросто может составлять $100 тыс. Так что «прогулка на яхте» - далеко не предел…
Спустя меньше месяца после той памятной «прогулки», а именно 9 октября 2009 г. Тарасова И.В. и её компаньон отправились на денёк в командировку в Москву – якобы в Министерство культуры, вот только в самом министерстве их никто не видел – получается, они ни с кем там и не встречались? Злые языки поговаривают, что на самом деле в тот день состоялся полуофициальный визит к подрядчикам: проводились так называемые «переговоры», некоторыми распределялись проценты по «откатам».
«НАДЁЖНЫЕ» КАДРЫ
Для выполнения поставленных перед ней задач Ирина Тарасова полностью произвела «зачистку кадрового состава». В августе 2009 г. уволила начальника департамента культурного наследия – Богатенко А.А., путем реорганизации в управление культурного наследия и развития туризма министерства культуры Астраханской области. Назначила начальником управления своего человека (конкурс на замещение не проводился).
Назначила на должность директора ОГУ «ГНПУ «Наследие» гражданина, который за время своей предыдущей работы не справлялся со своими должностными обязанностями, получал выговоры, замечания). На должность заместителя директора учреждения «рекомендовала» лицо, показавшее себя как специалист низкой квалификации и не соответствующее занимаемой должности.
Далее предложила уволиться заместителю министра Сорокиной О.В. и первому заместителю министра Емеличевой Е.А., заявив, что «они не дают ей работать и не выполняют поручения».
Не решение многих вопросов состоит в том, что в министерстве отсутствует элементарная организация управления и контроль за исполнением поручений, как вышестоящих органов, так и работой самих служб.
Подбор кадрового состава осуществляется хаотично по принципу «кто больше заплатит», образование, опыт работы и квалификация – значения не имеют, самое главное, чтобы не мешали «двигаться вперед».
ЧТО СОТВОРИЛИ С ЦЕНТРОМ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
В июне 2009 г. Тарасова И.В. уволила директора ОГУК «Центр культуры и искусства» Антипцева, переместив его на должность заместителя директора по общим вопросам, и назначила директором Центра своего человека. «Сменила стратегию учреждения» путем расширения структуры и кадрового состава. В сентябре прошлого года перевела Антипцева в театр кукол на должность директора, поскольку он стал мешать в осуществлении намеченных планов.
Конечно, кому по душе подозрительное распределение финансовых средств, направленных на организацию культурно-досуговых мероприятий?!
А она может проходить следующим образом: замдиректором по творческим вопросам назначен частный предприниматель с расчётным счётом в Россельхозбанке, ответственным за подготовку мероприятий также назначен ИЧП, имеющий ещё и музыкальный магазин. Вышеуказанные предприниматели имеют лицензии на осуществление следующих мероприятий:
-художественное оформление;
-звуковое и световое обеспечение;
-организация культурных программ;
-создание сценария мероприятий, сценарная разработка и текст ведущего;
-информационное обеспечение;
-работа административной группы на мероприятии.
Если рассмотреть структуру учреждения, то она состоит из следующих подразделений и отделов: режиссерско-постановочная группа, студия записи, отдел по организации мероприятий и работе с творческими объединениями, отдел по подготовке мероприятий, творческие объединения, группа солистов, техническая группа, учетно-контрольная группа.
В настоящее время прошли следующие мероприятия: посвященные Дню народного единства 04.11.2009 г. (место проведения – Астраханский кремль) и Дню рождения комсомола 29.10.2009 г. (Астраханский ТЮЗ). Финансовые средства за счет областного бюджета, направленные на данные мероприятия, прошли через частные руки, в то время как работу осуществляли в основном сотрудники Центра.
Интересно также, насколько корректно были проведены котировки цен на осуществления указанных мероприятий, и каким образом сформирован состав конкурсной комиссии.
РАДИ НАЖИВЫ СНЕСУТ И МЕЧЕТЬ?!
Напоследок приведём фрагмент нашей беседы с информированным источником, пожелавшим сохранить своё имя в тайне. Исходя из его слов, получается, что при, мягко говоря, попустительстве областных чиновников планируется уничтожение культурных объектов.
- Астраханским министерством культуры осуществляются одна конкретная задача: из состава объектов культурного наследия регионального наследия выводятся дома по ул.Кирова и даже мечеть по ул.Спартаковская, 62. Цель ясна: таким образом освобождаются земельные участки под точечные застройки. Кстати, как вам этот «прекрасный альянс» - министерство культурного наследия Астраханской области в лице Тарасовой и министерство строительства Астраханской области в лице Полумордвинова?!
Виктор Зоркий
ОТ РЕДАКЦИИ: Заметим, что Ирина Тарасова, недавно встречаясь с руководством «Факта и компромата», наотрез отказалась комментировать критику в её адрес. Напоминаем министру, что на страницах «Факта» всегда найдётся место для официального ответа облминкульта по существу поставленных в наших выступлениях вопросов.
"Факт и компромат" № 30, 30.09.10.