Предполагали, что в связи с засухой цены на продукты и, в первую очередь, на хлеб станут расти с сентября. Не угадали. Цены поползли вверх уже в августе.

Не помню точно, но если не изменяет память, в торговых киосках нашего микрорайона хлебная продукция подорожала с первых чисел августа. Это, прежде всего, объясняют подорожанием зерна на мировом сельскохозяйственном рынке. По некоторым данным, зерно сразу подорожало на 35-40 процентов.

Производители хлеба и хлебных продуктов тут же отреагировали на это. Ну а коль поднялись цены на хлеб – жди подорожания и на многие продукты питания. Впрочем, подорожание и на них уже началось. Прослеживается тенденция прошлых засушливых лет: 2008 и 2010 годов, когда аномально жаркие условия привели к уменьшению валового сбора зерна. Как подсчитано Минсельхозом, засуха коснулась двадцати регионов страны. И как результат, прогнозы пришлось корректировать. Рассчитывали в начале текущего года получить 95 миллионов тонн зерна, а получили 80. Да и то это не окончательные данные. Скорее всего, будет корректировка. И не хочется предсказывать, но, видимо, в меньшую сторону. Во всяком случае, всё говорит об этом. В общем, хорошего ничего нет. Радует лишь то, что засуха коснулась многих стран. В Америке, например, из-за недобора урожая разом подняли цены на зерно на 26 процентов. А французское зерно подорожало на 15 процентов. Кстати, французы являются нашими главными соперниками в экспортировании зерна на продажу.

В Астраханской области мукомольное зерно не производят. У нас всего одно предприятие, которое производит муку из привозного зерна. Это ОАО «Комбинат хлебопродуктов», которому на Волгоградскую область рассчитывать не приходится. Как известно, этот регион сильно пострадал от засухи. Из-за аномальной жары тут сгорела четвёртая часть посевных площадей. Другой поставщик – Казахстан. До первого сентября комбинат работал на казахстанском зерне, которое закупалось по цене в шесть тысяч за тонну. Теперь этот поставщик заламывает около десяти тысяч рублей за одну тонну. Разница, как видим, налицо. От этой разницы и будет зависеть цена муки. А от этой цены – цена буханки хлеба. До первого сентября астраханский производитель муки цены не заламывал. Поэтому и буханка хлеба продавалась по той цене, которая образовалась в начале августа. Короче говоря, какая будет цена на хлеб и хлебопекарные изделия в ближайшее время, никто точно не знает. Даже в местном минэкономразвития отказываются комментировать. В начале августа цены на хлеб были повышены из-за роста цен на накладные расходы: на бензин, горюче-смазочные материалы, газ, электроэнергию… И, конечно, на зерно. Какими окажутся эти расходы, теперь одному Богу известно. Взять, к примеру, зерно. Не имея своего зерна, Астраханская область целиком и полностью зависит от привозного. Впрочем, регион завозит не только зерно, но и многие другие продукты питания. Поэтому цены на них зависят от того, по какому прайсу мы их закупаем. А к закупочным ценам, как известно, уже на месте (в торговых точках) производят собственные накрутки. И не удивительно, что в Волгограде и Саратове, например, некоторые продукты дешевле наших, астраханских.

Хлеб, хотим мы этого или не хотим, ещё подорожает. Как считают аналитики, на рубль-полтора. Хлебозаводы, естественно, не будут производить его по прежним ценам, потому что это отразится на рентабельности. А значит, и на всех других показателях. Тут самая прямая зависимость между ценой зерна, ценой муки и ценой конечного продукта – хлебобулочного изделия. Такова экономика производства. Подорожает зерно, значит, подорожают комбинированные корма для животных, которые производятся из зерна. А подорожают комбикорма – подорожает молоко и молочные продукты, мясо и продукты из него. Вот такая «карусель» получается. И всё это, в конечном счёте, ведёт к инфляции. Как считают независимые эксперты, она в этом году может составить 10-11 процентов. Так что правительству есть над чем работать. Как минимум - над тем, как не допустить резких скачков цен на продовольственные товары.

Между тем, в прессу просочились слухи, что власти разрабатывают идею социальной программы питания, которая должна, мол, поддержать в трудное время малоимущих. С экономической точки зрения такая программа вполне приемлема, - заявляют правительственные чиновники. Подобные программы есть, дескать, в США. Там существует система продовольственных талонов. На неё тратится до 60 процентов бюджета министерства сельского хозяйства. Вот только приживётся ли она у нас? Народ ещё помнит и карточную систему после Великой Отечественной войны, и продовольственные талоны в перестроечное время. И новой карточной и талонной системы может просто не принять.

Предлагаются и другие варианты. В том числе, магазины сниженных цен для малообеспеченных, и распределение продовольствия по специальным карточкам в специальных магазинах.

Чтобы предотвратить негативные последствия засухи и неурожая, в Астраханской области разработаны мероприятия, направленные на стабилизацию ценовой ситуации. Работают ярмарки, торговый комплекс на станции «Кутум», в розничных сетях еженедельно проводятся рекламные акции продаж потребительских товаров по сниженным ценам.

По заверению чиновников из регионального минэкономразвития, цены в торговых сетях контролируются с целью недопущения необоснованного повышения. За этим же следит и антимонопольная служба.

Одним словом, на бумаге и на словах у астраханских чиновников всё хорошо. И даже оптимизмом веет. Ну что же, поживём, посмотрим, что будет дальше.

Борис Касаткин,

"Факт и компромат" № 32, 14.09.2012 г.