Герой этой публикации Владимир Александрович Галкин сам вышел встречать меня на порог своего, не побоюсь этого слова, производства.

Сделать это ему было сложно — необходимо было пройти несколько шагов по тесному помещению, минуя станки и инструменты, затем поднять перегородку и выйти в «коридор» размером меньше квадратного метра. Инвалиду это сделать труднее в разы, но Владимир Александрович не подаёт виду и со всей возможной бодростью физической и моральной выходит, деловито закрывает дверь («чтобы не мешали») и начинает свой рассказ о том, как ему не дают подниматься по жизненной лестнице, а заодно и брать с собой товарищей по несчастью.

Четвёртый десяток лет существует его бизнес на территории разросшегося рынка Большие Исады. При Союзе его условный киоск — тяжело называть таковым бывший кузов грузовика — стоял на трамвайной остановке, и каждый пассажир при выходе так или иначе натыкался на предложение о заточке всего на свете с раннего утра и до самого вечера. Трамваи убрали, киоски на бывшей остановке — тоже. На этом месте вырос торговый центр, а инвалида-заточника отправили на сто метров «вглубь» частного сектора, на улицу Ноздрина, 8.

По словам своего мастера, это позволило ему в одночасье лишиться 80% своих годами нажитых клиентов. Если раньше люди при выходе из транспорта оставляли свои инструменты на заточку, шли за покупками и а на обратном пути забирали готовую деталь, инструмент (те же ножницы и машинки для стрижки волос), то теперь приходится делать крюк в некую пустоту — в стороне киоска заточника практически нет ни магазинов, ни ярмарки, что делает поход бесперспективным с точки зрения возможных покупок. Стоит киоск во дворе сгоревшего и разобранного до основания дома рядом с почти таким же бизнесом по изготовлению ключей. «Почти», потому что изготовители дубликатов ключей не могут дать такое же качество, как профессиональный заточник. Не говоря уже о таких «мелочах», как технология заточки различных изделий самых разных сплавов.

К индивидуальному предпринимателю приезжают со всей области и даже из других городов – качественная работа по-прежнему в цене. Вот он мне показывает ножницы, которые принесли на переточку после того, как они побывали в руках у непрофессиональных ключников — инструмент выглядит, по меньшей мере, странно. А ведь приходят и точить ножи для чистки рыбы, и пилы, и свёрла, ну и само собой… скальпели. Да-да, вы не ошиблись, именно скальпели. Или вы думали, что они не затупляются? Ещё как! И вот практически один мастер на весь город сидит в тесной своей каморке и точит металл, сидя в металлическом и местами здорово потрёпанном временем киоске.

Мечтает он при этом уже долгие годы о своём кирпичном здании, в котором можно было бы оборудовать удобные для инвалидов рабочие места, которые позволят комфортно трудиться самим инвалидам. По его словам, за несколько лет рабочие места для инвалидов сошли на нет на целом ряде производств. Лакокрасочный завод, завод «Прогресс», завод металлических изделий — не секрет, что осталось от некогда крепко стоящих на финансовой основе предприятий — теперь там магазины, офисы… Инвалидам мало чего остаётся и в без того не комфортном для них городе. Просто посмотрите на мам, как они мучаются с колясками, преодолевая барьеры везде и всюду, а инвалидам приходится зачастую тащить самих себя. Поэтому многие опускают руки, опускаются сами, затем мы видим многих из них на улицах с протянутой рукой. Жуткое зрелище. Поэтому идея Владимира Александровича весьма и весьма полезна для всего нашего общества. Вкратце: он хочет построить здание, в котором будут точить инструменты, ремонтировать вещи быта, заниматься пайкой и лужением. Всё это должно быть лучшего качества. Речь идёт о доме быта; “Кристалл” превратился в очередной безликий торговый центр и банком и бутиками. Но дом быта в Астрахани должен быть и обязательно когда-нибудь будет, а пока Галкину приходится добиваться разрешения на землю, которое он никак не добьётся, при этом срок аренды земли под киоском несколько раз был продлён и каждый раз может оказаться последним — улица Ноздрина распланирована под снос и застройку.

Инвалид добивается только одного — получить землю под строительство неподалёку от автостанции. Но ему в этом отказывают под любым предлогом. Повторю: индивидуальному предпринимателю, ограниченному в возможностях, человеку, лишённому льгот из-за того, что он пресловутый ИП, человеку, который исправно платит налоги, не дают землю для строительства дома быта для астраханцев, в котором получат рабочие места инвалиды, потерявшие их, места работы, на закрытых астраханских производствах.

Ну да, мэрия не любит ни предпринимателей, ни инвалидов. Инвалиды должны вот так жить. Прошлым летом, в конце августа инвалид отправился на приём к мэру Астрахани Михаилу Столярову, тот внимательно выслушал астраханца и дал указание заместителям выделить участок земли под застройку. Некоторое время администрация города рассматривала возможные варианты и… не нашла их — нет у нас места для дома быта от Красного моста до самого «Спутника», как нет ни самого «Спутника», ни Перовской, а мост «Красный» давно стоит ужасный. Есть только отписки, из которых выходит так — нет места в городе под строительство, нету.

Оказывается, неподалёку от автостанции строить нельзя ещё и потому, что там запланировано строительство автотранспортного кольца. Если вы помните, раньше там стоял дом, но он был снесён. Затем предприимчивый делец начал там строительство, планируя в будущем его узаконить. Но его настойчиво попросили оттуда, так что ему пришлось ретироваться, попутно разобрав начало стройки.

Теперь там котлован, залитый огромной лужей. А ведь подумать только — запланированное кольцо. В планах оно уже 14 лет — спешка нужна только при ловле блох. А то, что здание автостанции стоит аккурат под огромными проводами высоковольтной ЛЭП, так это никого не волнует. Случись авария, как в случае с ураганом или просто намеренная порча опор, беды будет не избежать, но об этом мало кто думает, а стоило бы, ведь строительство под ЛЭП таких вещей просто-напросто зап-ре-ще-но!

Но, как часто в Астрахани бывает: если нельзя и очень хочется, то можно. Да, дорогие астраханцы, автостанция-то стоит у нас криво. Но хоть как-то стоит, а вот с домами быта всё много хуже. Более того, я уверен, что многие впервые сейчас узнали о таком вот самородке земли астраханской, возвращающий железкам жизнь. Мы не мэрия и мы уважаем инвалидов. Вот, что мы можем сделать: на улице Ноздрина, 8 стоит киоск, где вы можете заказать починку любых железок, а также профессиональную заточку всего, что можно наточить. Качество на отменном уровне. Заодно получите бесплатный заряд энергии от человека, глядя на которого создаётся впечатление, что сил у него гораздо больше, чем у многих здоровых людей.

Сил много, но побороть мэрию пока не получается и Владимир Александрович пишет письмо Президенту. Пока в отказничках фигурирует несколько фамилий, среди которых фигурирует фамилия Хайрулина. Что ж, инвалид не унывает и верит в справедливость и здравый смысл. В борьбе с мэрией этого, увы, мало, но с широкой поддержкой мы сможем помочь сами себе и получить наконец аналог пустоты, на которой стоит надпись "Кристалл", а также сделать жизнь ограниченных в чём-то людей лучше, заняв их, дав им возможность зарабатывать самим себе, а не висеть на шее общества или попрошайничать у него же, унижаться морально и страдая физически.

Иван Вездебываев,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 13 (523), 05.04.2013 г.