Недавно возвратилась из мест не столь отдалённых соседка по подъезду. Спрашиваю: ну как там? Отвечает: ничего хорошего. Лучше не попадать. Верю, что так и есть.

Конечно же, ничего хорошего быть в робе заключённого нет. Тем не менее, тюрьмы и исправительные колонии не пустуют. И, видимо, не будут пустовать ещё долго.

Моя знакомая, с которой я разговаривал после её возвращения домой, совершила за колючую проволоку уже не первую ходку. Хочет ли она снова туда попасть? Говорит: не хочет. Также говорила и после предыдущего возвращения. Но через некоторое время снова оказалась там. В общем, права старая русская поговорка: от сумы и от тюрьмы не зарекайся…

В последние годы в уголовно-исполнительной системе страны и нашего региона, в том числе, происходят изменения в лучшую сторону. По данным УФСИН по Астраханской области, в данный момент практически не наблюдается переполнения в местных СИЗО. В сравнении с лимитом, переполнение составляет всего четыре процента. Все подозреваемые и обвиняемые обеспечены спальными местами. Исключены ситуации, когда людям приходилось спать по очереди. Семьдесят процентов СИЗО № 1 и сто процентов СИЗО № 2 соответствуют всем предъявляемым требованиям европейских стандартов. Находящиеся в них обеспечены площадью четыре квадратных метра на каждого. Они имеют индивидуальные спальные места и изолированные санузлы. Чтобы полностью обеспечить временно содержащихся в СИЗО граждан, фактически решён вопрос о строительстве дополнительного корпуса на 250 мест на территории СИЗО № 2 в городе Нариманов. Наиболее проблемным считается СИЗО № 2. Здание старое. Ему более 190 лет. К тому же нахождение его в самом центре города создаёт определённые трудности. И не удивительно, что сейчас прорабатывается вопрос о строительстве нового, третьего следственного изолятора.

Помнится, было немало вопросов по поводу привлечения осужденных к труду. Теперь эта проблема, можно сказать, решена. Буквально год-другой назад к работам были привлечены всего 14 процентов осужденных, теперь вдвое больше – 30 процентов. К тому же, в последнее время взят курс на создание собственной производственной базы и развернули швейное производство, где заключённые заняты пошивом форменной одежды для армии и структурных подразделений Министерства внутренних дел. Это позволяет арестантам неплохо зарабатывать.

Но, как говорится, не единым хлебом жив человек. В астраханских исправительных колониях стали многое делать для создания такого морально-психологического климата, который находит самый живой отклик у людей, находящихся временно изолированными от общества. В исправительной колонии № 10, например, создали так называемый сад камней. Говорят, что идея создания такого объекта принадлежит начальнику Управления Федеральной службы исправления наказания Юрию Краснову. Цель сада камней довольно проста: привлечь внимание осужденных к застывшей в камнях природе, сосредоточиться на них, поразмышлять о том, что нас окружает, о жизни, о судьбе. Подобные сады камней планируется распространить и на другие колонии.

Интересную задумку хотят воплотить в астраханских исправительных учреждениях в самое ближайшее время. Это, в первую очередь, открыть камеры для некурящих. Что самым непосредственным образом отвечает требованиям антитабачного законодательства. Во-вторых, хотят дифференцировать заключённых по возрастам и отделять взрослых от несовершеннолетних. И, в-третьих, не соединять рецидивистов с теми, кто впервые попал «за колючку».

Сейчас в колониях, как и на свободе, идут разговоры о предстоящей амнистии в связи с 20-летием российской конституции. Амнистию действительно планируется провести. В данный момент проект документа дорабатывается в комиссиях и комитетах Госдумы. После этого его представят президенту. В данном виде он имеет множество нестыковок и недоработок, поэтому вряд ли имеет шанс быть подписанным главой государства. Появились и первые комментарии. Владимир Жириновский, к примеру, категорически против амнистии и заявил, что никакой амнистии поддерживать не будет. А вот член комитета по конституционным вопросам Совета Федерации Владимир Едалов готов проголосовать «за». Он уверен, что освободить необходимо инвалидов и беременных женщин. А вот лиц, допустивших экономические преступления и не рассчитавшихся с государством, по его словам, амнистировать нельзя. Его коллега по комитету Андрей Клишас считает 20-летие Конституции поводом для амнистирования, но не причиной. С его точки зрения, государству необходима понятная уголовно-правовая политика и только в её рамках можно проводить амнистию.

Депутаты Государственной Думы сочли сомнительными положения проекта амнистирования, подготовленного Советом по правам человека. Согласно их документу, на свободу могут выйти коррупционеры, мелкие наркоторговцы и некоторые другие преступники. Всего в общей сложности по их предложению должны освободиться около двухсот тысяч заключённых.

Борис Стрелецкий,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 44 (554), 15.11.2013 г.