Никита Михалков вызвал у астраханцев зрительский катарсис

Приезд в Астрахань спектакля «12» Центра театра и кино Никиты Михалкова вызвал у астраханцев немалый интерес. Несмотря на достаточно высокую цену – стоимость билетов доходила до десяти тысяч рублей, раскупили их стремительно на оба показа. Ожидания публики оправдались с лихвой. На главной сцене Астраханского государственного театра оперы и балета показали действо, ожидание которого зрителей не разочаровало и превзошло все самые смелые ожидания.

Команда под предводительством мэтра мирового кинематографа завершила у нас тур по городам Поволжья в рамках федеральной программы «Большие гастроли» при поддержке Росконцерта и министерства культуры РФ.

Приуроченная к 75-летию Михалкова премьера спектакля «12» состоялась на Исторической сцене Большого театра в апреле 2021 года. В 2007 году на экраны вышел одноимённый фильм. Михалков написал сценарий по одноимённым американским телеспектаклю и телефильму. Картина получила широкое признание и массу наград – от приза Венецианского международного кинофестиваля до номинации на «Оскар».

Несмотря на то, что сюжет спектакля повторят киноверсию, это самостоятельное произведение с другим актёрским составом. Неизменный только Никита Сергеевич, исполняющий роль старшины скамьи присяжных.

Астраханцам представили современный и качественный спектакль, где за множеством спецэффектов не потерялось основное – пронзительная канва повествования и блестящие актёрские работы. Наряду с Никитой Михалковым, Николаем Бурляевым – он сыграл роль инициатора раскола, Владимиром Долинским и Сергеем Степанченко на сцене работают представители молодого актёрского поколения – например, наш земляк Владимир Кочетков. Многих зрителей потрясло эффектное завершение спектакля, когда на сцене появился московский детский ансамбль кавказского танца «АМЦАБЗ» под руководством Лаши Марыхуба, исполняющего в «12» роль подсудимого чеченского подростка.

Бурляев поделился историей своего участия в спектакле.

– Более пятидесяти лет назад, мой однокурсник по Щукинскому театральному училищу Никита Михалков предложил мне роль присяжного, идущего против всех в спектакле «Двенадцать рассерженных мужчин», поставленном по американскому сценарию, спектакль «12», совершенно другая история с русскими характерами и абсолютно иной драматургией. Я очень рад, что мой друг предложил снова выйти на сцену после более чем пятидесятилетнего перерыва.

Он попросил сыграть беззащитного, но непобедимого человека. Мне важно было показать, выстроенную режиссёром амплитуду. Когда Никита Сергеевич предложил мне вновь появиться на сцене, то я ему объяснил, что как киноактёр работаю на коротких дистанциях – выучил эпизод, сыграл и так далее. В этом же спектакле нужно жить на сцене три часа, ни на миг, не выпадая из образа.

Это не совсем то, к чему я привык, но тот путь, которым меня провёл Михалков за полгода репетиций, был уникальным. Я наблюдал за ним, каким мастером он стал. Как он чувствует малейшую фальшь, добиваясь от меня необходимого ему тонкого звучания. И тогда все актёры, играющие в этом спектакле стали испытывать невероятное удовольствие от присутствия на сцене.

Николай Бурляев сказал много тёплых слов о нашем городе:

– Я сегодня побродил по вашему потрясающему городу и видел эти прекрасные старые дома. У Астрахани есть своё неповторимое лицо, которое необходимо сохранить. Если жителям удастся восстановить город, то это он станет жемчужиной нашего Отечества.

Николай Петрович оставил глубокий след в кинематографе, снявшись в легендарных фильмах Андрея Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублёв». Он продолжает творить: как заявил Бурляев AST-NEWS.ru, он планирует снять документальный фильм-исповедь о выдающемся режиссёре. 

Никита Михалков за один вечер предстал в трёх образах и ситуациях. Нашему корреспонденту удалось понаблюдать за Михалковым:

  • в репетиционном процессе,
  • непосредственно на сцене во время спектакля,
  • а также в его гримёрке, где был устроен пресс-подход.
Во всех трёх образах он был совершенно разным, при этом естественным образом запуская свой неповторимый «михалковский» шарм.

Журналисты, в частности, поинтересовались у звёздного гостя его мнением о законопроекте, запрещающем называть национальность преступников:

– Не называть национальность преступника – это бред, такой же, как в Евросоюзе предлагают не употреблять обращение «он» и «она» или называть Деда Мороза гомосексуалистом. Это совершенный либеральный перебор. Как говорил Орджоникидзе, у каждой накладки есть имя, отчество и фамилия. Тут нечего стесняться, надо называть вещи своими именами.

На вопрос AST-NEWS.ru, собирается ли он переносить на сцену сюжеты своих других кинокартин, Никита Сергеевич ответил:

– Есть задумка поставить «Неоконченную пьесу для механического пианино». Ещё написан замечательный мюзикл композитором Эдуардом Артемьевым на либретто Юрия Ряшенцева «Раба любви». Но это очень технологичные спектакли, поэтому я жду, как будет готов наш Центр, где мы бы могли осуществить и применить эти технологии.

А вот что он ответил на вопрос, почему нашему земляку Владимиру Кочеткову досталась одна из самых бунтарских ролей в спектакле.

– Не связывайте это с астраханским характером, – рассмеялся Михалков. – Владимир просто очень хороший артист и он может играть любую роль. Он является штатным актёром нашего Центра, занятый во многих спектаклях. Он жутко нервничал сегодня. Я поблагодарил его деда – Юрия Владимировича Кочеткова, председателя отделения СТД в Астрахани, что в их актерской семье воспитан такой замечательный парень. Он снимался у меня в фильме «Утомлённые солнцем-2» немецкого танкиста. С тех пор мы сдружились.

Также мэтр поделился своими впечатлениями об Астрахани и её достопримечательностях.

– Когда мы подъезжали к театру, я никогда подобного не видел. Не мог себе представить, что театр может быть таких размеров. Здесь великолепная сцена и акустика. На оперных сценах обычно очень трудно играть драматические спектакли. Премьера «12» была в Большом театре, что невероятно престижно, но это коррида. Так как мы играем с микрофонами, то со сцены себя не слышим, поэтому важно соблюсти баланс между шумами, музыкой и речью. Ваш театр стал исключением с точки зрения акустики для нас.

Астрахань – это сказочное место, где настолько всё перемешано, поэтому это очень насыщенный и потрясающей красоты край. Я надеюсь, что мы привезём сюда наш спектакль «Метаморфозы». Приглашайте!

«12» надолго останется в памяти астраханских зрителей как образец высококлассного современного психологического театра, вызывающий катарсис, что в наши дни случается не так часто.