Николай Егоркин: «Малообеспеченные или нищие? К вопросу об ощущениях»

Авторскую рубрику «Размышления над фактом» заслуженного работника культуры РФ, председателя ГТРК «Лотос» (1989- 2004 гг.) Николая Васильевича ЕГОРКИНА

6.jpg

Бедные и нищие. Существует ли между ними большая разница? Это как посчитать. И смотря с чем сравнивать. Вот не так давно в СМИ появилась любопытная информация в обычном прогнозе погоды. Заметили? Температура – минус два, ощущается как минус восемь. Кто придумал это новшество, видимо, не знает, что понятие «ощущение» очень не точное и глубоко индивидуальное, в отличие, скажем, от того же термометра. Человек в шубе и человек в трусах по разному оценят температуру на улице: один будет радоваться первому снегу, другой – замерзнет. А как некоторые корреспонденты, государственных телеканалов стали описывать, например, взрывы газа в жилых домах. Заметили? «Все услышали сильный хлопок», – сообщают они. Ну да, хлопок. Просто разорвался бумажный пакет под ёлкой. А в доме напротив – вылетели стёкла…

К чему я об ощущениях? Властвующим чиновникам перестали нравиться точные (реальные) определения. Они же режут слух, нагнетают обстановку. Даже раздражают. Да и какая вам разница, взрыв был на самом деле или сильный хлопок? Трагедия уже случилась, ничего не изменить… Как бы не так. Слово «взрыв» – напоминает о происшествии, беспокоит, тревожит. А «хлопок» – совсем другое дело, это что-то не такое серьезное, что-то ёлочное.

Точно такое же положение, по-моему, и в определениях – малообеспеченный и нищий. Стесняются наши чиновники называть вещи своими именами, вот и выдумали всякие словозаменители. Лучше бы с бедностью боролись по-настоящему, а не путались в терминах. Ну, действительно, читаю сообщение: «За чертой бедности оказалось несколько миллионов россиян». Так кто эти люди, которые оказались за чертой бедности? Ну, уже точно они не бедные. Какие тогда, почему не назвать всё как есть, без всяких лукавых «ощущений»?

А что скажет по этому поводу такая серьезная организация, как Росстат? У неё тоже своё «нежное» определение людей за чертой бедности. Читаю сообщение: «Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума во втором полугодии по сравнению с тем же периодом прошлого года возросла на более чем миллион человек». Эта общая численность составляет почти 20 миллионов!

Чиновники из Росстата, по-моему, даже перестарались в усердии угодить правительству. У них тут своё ощущение нищеты – «прожиточный минимум». Этот уровень, разумеется, тоже измеряется далеко не по градуснику. Он зависит как раз от ощущений тех, кто и выдумывает «минимальный» доход.

У каждого разный аппетит, неодинаковые потребности и т.д. Но если даже тот чиновничий минимальный уровень людьми, не достигнут, то кто эти россияне – бедные или уже точно нищие?

Пока мы тут разгадываем чиновничьи глупости, они сами уже перенесли свою победу над бедностью в стране на целых десять лет. Точнее на шесть. Это смотря как почитать. Как известно, правительство планировало снизить уровень бедности в два раза к 2024 году. Теперь планы изменились: сокращение уровня бедности в два раза будет достигнутолишь в 2030 году. Сколько лет осталось на борьбу с бедностью (нищетой). Десять лет. А сколько прошло с момента первого обещания? Посчитайте без «ощущения».

Николай Егоркин