Николай Егоркин: «Вымираем, братцы, вымираем. И свирепый коронавирус тут ни при чём»

Продолжаем авторскую рубрику «Размышления над фактом» заслуженного работника культуры РФ, председателя ГТРК «Лотос» (1989- 2004 гг.) Николая Васильевича ЕГОРКИНА

1.jpg

Нет, конечно, мутирующий вирус-убийца ухудшает демографическую картину в России. Но он лишь дополняет печальную статистику смертности. Со статистики и начнём. Речь об официальных цифрах, другими стараюсь не пользоваться. Государственные счётчики, безусловно, могут и приукрасить обстановку, но прибавить негатива точно – никогда. А негатива и прибавлять уже некуда. По данным Росстата, численность постоянно проживающего населения в России сократилось в январе- августе 2020 года почти на 300 тысяч человек. На 1 сентября текущего года она составила 146,5 миллиона человек. За аналогичный период прошлого 2019 года сокращение населения тоже было, но «всего» на 52,5 тысяч. Не трудно посчитать резко увеличившийся темп сокращения народонаселения Российской Федерации.

А что же нам теперь делать? Как выбираться из этой ямы? Как что, любить и рожать, любить и рожать. Что ещё? Увы, всё не так просто. Даже с любовью много проблем, а с родами совсем беда. К основным причинам этой «беды» мы ещё вернёмся. А сейчас о том, что же думает предпринимать власть и в целом государство, чтобы переломить ситуацию к лучшему. Ведь вымираем же, братцы, физически вымираем. Что может быть серьёзнее и опаснее для страны?

Начальство, чувствуется, начинает это осознавать. Спешно меняется стратегия и тактика работы по улучшению демографической ситуации в России. Летом 2020 года вышел президентский указ, в котором определены первоочередные задачи на период до 2030 года. Кто забыл, напомню, ещё в 2018 году родился документ на эту же тему, но меры по обеспечению роста населения были там, всё-таки, несколько иные. Да и задача ставилась по-другому: читаю – «обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации». В недавнем указе акцент уже смещён. Задача упрощается – «обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации». А куда делась безусловно правильная цель – «естественное увеличение»? Выходит, прибавляться станем не естественно, а искусственно – например, мигрантами? Мне, кажется, это совсем плохая перспектива. Европа уже осознала свои миграционные ошибки в прошлом, и до сих пор расхлёбывается за них. Пожинает горькие плоды искусственного увеличения численности своих стран. Мы что, пойдем их путем? Так что же иначе делать?

Прежде всего, надо учитывать, что демографические процессы очень инерционны. И любые меры по сокращению смертности покажут свою эффективность (или неудачу) лишь через несколько лет. Поэтому «обеспечивать устойчивый рост» надо уже сегодня (если не вчера). Как? Направлений тут несколько, но самых результативных, по-моему, только два: максимально сократить смертность и помочь молодым семьям рожать больше двух детей.

Как всё, казалось бы, просто: организуй доступное и качественное здравоохранение, помоги молодым парам хотя бы купить нормальное жилье. И всё может сильно измениться. Всё так. Тут не надо изобретать велосипед. В развитых странах с современной доступной медициной и высоким уровнем жизни люди меньше болеют и дольше живут. Для кого это новость? А молодые родители там не думают о том, как прокормить (одеть, обуть, обучить) своих наследников. И рожают столько, сколько захотят. Правда, не все семьи и в благополучных государствах детообильные, но это тема другого разговора. Тем более что дети рождаются не только в законных браках…

И с медициной у нас, мягко говоря, плохо. С таким уровнем здравоохранения смертность уменьшить никак не получится. А вот с господдержкой молодым семьям власть пытается что-то делать. Речь о так называемом материнском капитале. Правда, не совсем понятно, почему он «материнский», а не «семейный», если мать, разумеется, не одиночка. Но, тем не менее, «капитал» продолжает работать, и уже помог улучшить общую демографическую обстановку. Без него печальные цифры были бы совсем другие. Но этот капитал, прошу прощения, похож на подачку молодым родителям со стороны государства. Я не прав? Кто-нибудь из депутатов и чиновников, определявших этот самый размер «капитала» поинтересовался, что можно реально купить семье за эти деньги? Какой же это капитал? Даже за проиндексированный «материнский капитал» сегодня можно прибрести разве что хилый домик в деревне. И то, смотря в каком селе. Мы вот недавно с супругой поинтересовались, сколько стоит нормальное жилье в пригородных поселках. Какой там «материнский капитал»? И трёх материнских с «отцовским» не хватит для покупки добротного домика в деревне. А в городе?

Вот и возникает вопрос. Ну, если уж государство решило помочь молодой семье хотя бы с жильем, то и поддержите её как следует. Капитала должно хватить и на дом (квартиру), и на обустройство жилья. Вот тогда мы увидим отдачу, и ощутим реальную заботу страны о своих гражданах и о себе любимой. Да, именно, и о себе. А так, одни разговоры о помощи. И самое обидное то, что у государства даже во время этого нового затяжного кризиса, вызванного пандемией, есть возможности поддержать и молодых родителей, и многодетные семьи. Конечно, надо признать, что какая-то финансовая помощь детям в последнее время – оказывается. Но этого недостаточно. Государство может быть и щедрее, и добрее, и внимательнее. Если, конечно, не пугается сократиться до неприличия.

И средства на устранение демографической пропасти есть. В том же Фонде национального благосостояния в начале осени 2020 года было 13,3 трлн. рублей. Огромные деньги! Но, правительство, как мы видим, не собирается тратить средства на первоочередные нужды страны. Оно что, хранит их на «чёрный день»? Безусловно, бережливость и расчетливость очень хорошие деловые качества. Но разве тяжёлый коронавирусный кризис и резкое падение численности населения страны – ещё не «чёрный день»?

Николай Егоркин