Николай САНДАКОВ: Про бывшего губернатора Александра Жилкина

Давно хотел написать пост про бывшего астраханского губернатора, с которым посчастливилось (я так думал не всегда) поработать, да все как-то повода не было. А тут вот его в Википедии индуистом назвали...

Познакомился я с Сан Санычем в далеком 2003 году, при очень интересных обстоятельствах, известных узкому кругу лиц. Именно их интересы меня и останавливают от более подробного описания тех событий, но скажу, что А. Жилкин тогда повел себя не так, как обычно вели себя чиновники такого ранга (он был первым вице-губернатором) и откликнулся на просьбу о помощи молодой политической (позиционировавшейся очень либерально) структуры.

Потом (в 2004 году) Сан Саныч стал губернатором. Здесь нужно сделать отступление и сказать, что я с огромным уважением относился и отношусь к А.П. Гужвину. С первым астраханским губернатором я практически никогда не общался, но очень доверял оценкам и мнению знавших его людей (особенно И. Белякова, А. Губановой - моих близких друзей). В момент смерти Анатолия Петровича, так получилось, я находился, примерно, в 500 метрах от него - стоял в пробке в Сочи, как раз напротив того самого санатория... Выдвижение и избрание А. Жилкина, который накануне пошел практически на прямой политический конфликт с А. Гужвиным, заявив о своем альтернативном выдвижении в губернаторы, если первый губернатор снова заявится на выборы, многие, в том числе и я, восприняли неоднозначно. Был ли этот конфликт на самом деле или нет, мне не известно, более того, сейчас мне кажется, что его и не было, но тогда я думал иначе.

Через 3-4 месяца после избрания А.Жилкина губернатором, он, по по предложению нашего старшего товарища, тогдашнего руководителя администрации губернатора А.Б.Клыканова, сделал нас (меня, Алексея Резникова, Рената Батырова, Викторию Клыканову) своими советниками. При том, что это не были просто формально выданные корочки. Он с нами советовался, считал креативной молодой порослью и вел себя с нами, как старший брат или дядя, у котрого дел полно, но внешний незамыленный взгляд ему нужен, только в свойственной ему манере: "чё там придумали?", "давайте быстрее!", "фигня какая-то!" и т.п.. Здесь важно подчеркнуть интересную черту в характере Сан Саныча: принятие, через отрицание. Кто общался, то понимает.

Он всегда был дерзкий. Даже грубый, жесткий. Но это не была мстительная и унижающая грубость (нет, все же иногда была), он не был жестокий. Мне кажется, что таким поведением и способом общения он пытался управлять любым разговором, как процессом, и экономить время на "сюсю-мусю". Сейчас я понимаю, что это не очень правильно, что отношения с любыми людьми и, уж, особенно с подчиненными - это важный фактор результативности (настоящей, а не "эффективной"), но тогда я, в том числе и подражая ему, вел себя с подчиненными точно также.

Потом (в 2006 году) я уволился с должности заместителя главы своего родного Камызякского района. Уволился с психологическим осадком и желанием восстановить силы и заняться чем-то более доходным. Сан Саныч позвонил мне в этот же день и пригласил на беседу, по результатам которой я стал заместителем министра сельского хозяйства Астраханской области. На мое естественное удивление предложением ("где я и где сельское хозяйство?"), он ответил что-то ободряющее ("где был ты и муниципальное управление, ну ничего, получилось же"), так я стал заниматься агроэкономикой. Теперь я могу сказать, что это было одно из самых интересных занятий в моей жизни, я увлекся, мне очень нравилась эта работа, несмотря на некое противодействие, за которое я теперь тоже, тем кто его оказывал, очень благодарен - они научили меня работать и быть эффективным в условиях аппаратной конкуренции и давления.

Все время работы на муниципальной службе и в министерстве, я не переставал заниматься выборами. Это очень помогало тренировать мозг и иметь вакцину против чиновничьего "усыхания", перегорания и т.п. В 2008 году, по протекции председателя областной думы А.Б. Клыканова и другого моего старшего товарища - председателя областного правительства К.А. Маркелова, меня назначили заместителем последнего в предвыборном штабе "Единой России". По итогам этой кампании я перешел работать в администрацию губернатора Астраханской области.

Мне казалось (и не только мне), что я эффективен на новом месте. Но, как всегда, недооценил некоторых аппаратных чиновничьих правил и сильно потерял в отношениях с Сан Санычем. Я много работал, добивался результатов, а он почему-то раздражался и злился, и я видел, как он сдерживает себя в разговорах со мной. В один "прекрасный" день (это был понедельник и традиционная планерка) его прорвало и он публично выместил на мне все свое раздражение в виде сильно не объективных претензий, сдобрив это, как он умел, порцией оскорблений. Я очень обиделся и, выйдя с планерки, сразу написал заявление об увольнении. Он его пару дней не подписывал, но я был настойчив и убедил его это сделать, объясняя, что я не могу заниматься важными, но очень тонкими вещами (политика, религии, СМИ), в условиях недоверия ко мне со стороны губернатора.

На этом профессиональные отношения с Сан Санычем у меня закончились. После ухода из администрации я занимался, как вольный "стрелок", политическими проектами на всем просторе СНГ, а потом и вовсе переехал в Челябинск.

Увиделся я с А. Жилкиным только через пару лет после "расставания" и эта сцена забавна сама по себе. То ли Саныч не знал (хотя я очень сильно сомневаюсь, что причина в этом), то ли забыл, что я уехал жить и работать на Южный Урал, но, увидев меня в аэропорту Астрахани (я, как и астраханский губернатор, встречал своего нового шефа губернатора Челябинской области М. Юревича, прилетающего в составе делегации на Российско-казахстанский саммит), подошел ко мне и, как ни в чем не бывало, начал обсуждать со мной какие-то астраханские проблемы и "давать поручения", закончив свой монолог словами: "а почему так давно не заходишь?". Я еле сдержал смех и сказал, что давно и о-о-очень успешно работаю в Челябинске, а на родину прилетел на саммит. Это была моя моральная "победа"... Детский сад, конечно... :)

Пару дней спустя мы вместе (я и два губернатора) были на рыбалке, и Сан Саныч на ужине, при М. Юревиче очень хорошо обо мне отзывался и намекал, что ждет меня назад. Не уверен, что это было его искреннее пожелание, но... В этом весь Сан Саныч...

С тех пор я, Слава Богу, забыл все прошлые обиды, стал изредка общаться с астраханским губернатором и даже немного помогал некоторыми советами и действиями.

Потом случилась вся эта моя история с арестами и тюрьмами. Встретил Сан Саныча в следующий раз я только в 2017 году. Встретил случайно на перекрестке ул. Кирова и ул. Советской. Он с реальным участием, по доброму поприветствовал меня, поразив глубиной знания моей ситуации, сказав напоследок, чтобы я заканчивал в Челябинске все свои "дела" и возвращался домой. Потом мы виделись еще раз и он снова повторил свое пожелание и предложил любую возможную помощь.

Потом он стал молодым отцом. Помню, как мы это узнали и с искренней радостью обсуждали и заочно желали Санычу настоящего семейного счастья. Потом он ушел с поста губернатора.

Все что выше - это история трансформаций отношений и людей, а вывод прагматичный мой таков. А. Жилкин, при всей сложности его характера и методов управления, самый эффективный руководитель Астраханской области за всю, известную мне историю. Облик города и районов, динамика роста доходов бюджета, динамика социально-экономического развития и даже психологическая атмосфера значительно лучше, чем в среднем по России. Понятно, что во мне, кроме объективных данных, говорит еще и уважение к этому человеку и скука по родине, но Сан Саныч безусловно очень классный мужик и эффективный управленец. Не идеальный конечно, но наш, нормальный такой.

P.S. Конечно, ни какой он не индуист и не буддист, он православный христианин со своей внутренней борьбой, стремлениями, падениями и покаянием, своей силой и своими слабостями. Как и все люди. Божьей помощи вам, Александр Александрович, во всем и успехов. С Рождеством Христовым!

Николай САНДАКОВ, уроженец Астраханской области, бывший политтехнолог, бывший астраханский и челябинский чиновник