Николай Зотов – о выставке «Годы, люди и народы»

В рамках празднования 30-летия дома-музея Велимира Хлебникова в нём открылась выставка «Годы, люди и народы» живописи Николая Зотова. Живущий в Волгограде, в 1975-1985 годах автор работал главным реставратором Астраханской картинной галереи. Серьёзно увлёкся творчеством поэта-будетлянина, мечтал об открытии в Астрахани музея Велимира, участвовал в создании выставки Веры Хлебниковой, привезённую в Астрахань её сыном Маем Митуричем.

IMG_5493.JPG

Во время вернисажа на Хлебниковской веранде AST-NEWS.ru поговорил с Николаем Зотовым.

– Николай Александрович! Следите за изменениями Астрахани с той поры, как вы работали здесь?

– Всякий раз приезжая сюда, фиксирую, как меняется Астрахань – и в лучшую, и в худшую сторону. Главное, чтобы город сохранил своё историческое лицо. Раньше часто навещал коллегу по галерее, Калерию Михайловну Чернышёву, в прошлом году, увы, ушедшую из жизни. Нынешняя выставка посвящена ей. Калерия Михайловна стояла у истоков создания дома-музея Хлебникова. Я присоединился к ее работе позднее, до сих пор оставаясь верным поклонником творчества Велимира.

– С чего началось ваше увлечение Хлебниковым?

– Когда Май Петрович Митурич привёз в Астрахань выставку Веры Хлебниковой, через Калерию Михайловну произошло наше знакомство. Тогда же я углубился в изучение жизни и творчества Велимира. Причём тексты с его произведениями печатались в галерее через копировальную бумагу, самиздатовским способом. Именно так впервые прочёл стихи Хлебникова. Порой ко мне попадали всего несколько строк поэта, фрагмент, отрывок, но этого хватало для наслаждения его удивительным даром. Меня, как художника, вдохновляла его поэзия, которой впоследствии я увлёкся всерьёз. Творчество Хлебникова не перестаёт меня удивлять и вдохновлять до сих пор.

IMG_5463.JPG

– Представленные на выставке работы созданы в разные годы?

– В основном все они созданы к этой выставке, провести которую планировалось несколько лет назад. Но реализации замысла помешала пандемия. Когда обсудили новую дату, написал ещё несколько работ. Не привык растягивать творческий процесс, ведь для достижения необходимого результата должен полностью погружаться в тему. Работая над выставкой, пребывал в определённом «хлебниковском» настроении…

IMG_5495.JPG

– Понравилась бы Велимиру эта выставка?

– Это за него никто не может сказать точно. Я же старался избегать стилизации. Художники-современники Хлебникова – Филонов, Малевич, Татлин, иллюстрирующие его произведения, создавали свои работы в стилистике супрематизма и других авангардных направлений. Я пошёл по другому пути – писал, как чувствовал его поэзию, применяя собственный метод. Однако понимал, что эти картины не должны полностью повторять мою привычную манеру письма. Думаю, что Хлебников невольно подсказывал мне некоторые интересные вещи, отражающие дух его поэзии. Передо мной также стояла задача представить станковую живопись, выходящую за рамки простой иллюстрации. Все работы выполнены по мотивам творчества Велимира.

IMG_5525.JPG

– На открытии выставки много студентов – будущих художников и дизайнеров. Что бы вы им пожелали?

– Важно стараться не изменять выбранному профессиональному пути. Всякое, конечно, может случиться: для творческих профессий опасны непризнание и равнодушие окружающих, но раз уж выбрал эту судьбу, нужно двигаться вперед – учиться, работать, искать свой собственный путь, учиться у других, но не терять себя.

IMG_5423.JPG

– Спасибо за беседу!

IMG_5529.JPG

Выставку мастера прокомментировала Марина Емелина, замдиректора Астраханской картинной галереи по экспозиционно-выставочной и научной работе:

– Работы Николая Зотова – это его собственное, авторское прочтение и отражение поэтических текстов, философии, личности Велимира Хлебникова. Эти работы, на первый взгляд, непросто определить, как живописные в привычном понимании. Они сложны композиционно, некоторые структурированы, словно разбиты на миры: каждый мир – город, храм, птица, лик, толпа, каменная баба – как бы отделён от других. И в то же время все вместе они и есть один мир с многообразием смыслов – сформировавшихся в древности, застывших в веках и новых, недавно родившихся и тоже наполняющих этот мир и тьмой, и светом. Во многих работах используются строки стихов Хлебникова. Такая Книга художника. Строчки, отдельные слова, даже слоги, звукоподражания, формулы. Это коды, через которые мироощущение поэта открывается сразу и отчетливо («мне много ль надо…», «я для вас звезда», «стать звонким вестником добра»), или превращается в метафору («мои глаза бредут как осень», «горело хлебниково поле»), или зашифровывается в «другой язык» – пение, вздох, звонкий и даже резкий звук («бобэоби», «пинь, пинь, пинь», «гзи-гзи-гзэо»). И эти слова-коды живут на картинах вместе с домами, лицами, животными… Именно живут, потому что слово у Хлебникова в его поэзии и у Зотова в его картинах – выпукло, оно пульсирует, оно самодостаточно, оно – и смысл, и форма. Эти рельефные, почти объемные изображения (автор использует различные материалы, например, гипс), пожалуй, удивляют своей монументальностью, скульптурностью и – одновременно – живописной интенсивностью. Они горячие, огненные. А есть другие – светлые, пастельных тонов, прозрачные, миражные… Очень необычная выставка получилась! Хочется поздравить всех нас с открытием Художника, по-своему открывающего Поэта.

IMG_5515.JPG