«Кому это надо?». Такой вопрос мы задаем, когда хотим понять силу ответственности за действие или бездействие каких либо сил за определенное событие. Этот же вопрос с иронической интонацией звучит, когда что-то кому-то хочется предать забвению. Дескать, себе дороже, чем суетиться по поводу, проще забыть! Человек жив, пока его помнят….

Попробуйте представить, как надолго хватило бы нашей памяти, скажем, о Пушкине, если бы не переиздавались его произведения, если бы не работали музеи и искусствоведы, вновь и вновь не обращались к его творчеству? Слава Богу, что в общелитературном пространстве этого не происходит! А вот в нашем родном городе, похоже, не ценятся те имена, которые составляют его богатство.

Я снова с горечью в сердце пытаюсь привлечь внимание к имени нашей яркой землячки – Нинели Александровны Мордовиной – поэта, журналиста, человека, чье творчество еще не изучено настолько, насколько оно имеет ценность для нынешнего времени. Да и будущему есть пища для размышления в ее строчках.

Нинель Александровна появилась в нашем городе в 1976 году по приглашению астраханского отделения союза писателей, которым тогда руководил А.И.Шадрин, для работы с молодыми литераторами. За 25 лет своей жизни в Астрахани она сумела так ярко и искренне полюбить наши края, как мало кто из коренных жителей. Доказательством тому - ее стихи. Нинель Александровна была частым гостем в самых разных аудиториях: на праздничных площадках, в общежитиях и школах. Было что сказать, было кому услышать!

Ее стихи, положенные на музыку, ее пьесы и поэмы составили драгоценный вклад в летопись нашего города. Казалось бы – гордиться и хранить…. Ан, нет!

Мне могут возразить, что бережное отношение к памяти литературных имен – дело астраханской писательской организации…. Вся беда в том, что нынешнее руководство этой конторы на протяжении долгих лет заняты популяризацией только себя любимых и очень негативно относятся к появлению новых молодых имен на астраханском небосклоне. Именно против этой направленности в свое время выступала Мордовина и, возможно, именно это побуждает господ чиновников от литературы предать ее имя забвению.

Нинель Александровну любили ее читатели и друзья. Сразу же после ее ухода стараниями учеников Мордовиной и прогрессивной творческой интеллигенции была создана инициативная группа, которая добилась присвоения имени поэта школе № 33, в которой в свое время Нинель Мордовина вела уроки поэзии. Там же вскоре возник уникальный в своем роде и единственный в нашем городе литературный музей, посвященный знаменитой землячке. В течение четырёх лет на базе этой школы проводились общегородские научно-литературные конференции по творчеству Мордовиной. Под руководством Психолого-педагогического центра и при содействии актива школы была проведена очень интересная работа, написаны интересные исследовательские статьи, собран яркий материал. Предполагалось собрать это в книгу.... Психолого-педагогический центр вскоре прекратил эти мероприятия. Где сейчас собранный материал? Пылится в архивах комитета по образованию и науки?

На настоящий момент исчезла и памятная доска с фасада школы, и вразумительного ответа о ее местонахождении директор школы № 33 не дал.

В 2001 году при комитете по делам молодежи по ходатайству той же инициативной группы была утверждена литературная премия им. Н.А.Мордовиной. Эта премия ежегодно присуждалась молодым талантливым литераторам, победителям конкурса. Премия по-своему уникальна и является единственной по России, которая выражена не в денежном эквиваленте. Победители получают в подарок первый небольшой тираж своего сборника произведений, изданных за счет устроителей. Разумеется, это требует определенной работы, которая на протяжении всех этих лет проводилась нами, учениками поэта и членами жюри из рядов творческой интеллигенции города на добровольной основе. Агентство по делам молодежи осуществляло организаторскую часть работы. К сожалению, год от года прослеживается тенденция безразличия ко всему, что связано с именем Мордовиной.

В свое время Нинель Александровна сама постоянно занималась с молодыми, ставя их на крыло в лит. студии «Моряна», а так же индивидуально с теми, кто приходил к ней. Щедрая душа не отказывала во внимании никому из тех, кто обращался за советом – это помимо собственного просто фонтанирующего творчества. И так до последних дней!

На протяжении всех этих лет премия ежегодно присуждалась кому-то из молодых талантливых астраханцев. Так имя Нинели Александровны работало на благо ее Величества – Поэзии даже для тех, кто в силу юного возраста не мог ее знать и слышать при жизни.

Церемония вручения предполагает праздничное действо с участием конкурсантов и знакомством с творчеством поэта, именем которой она и названа. Первые годы так и было, к чести теперь уже Агентства по делам молодежи. Трудно понять, что интересует эту когорту молодых чиновников в настоящее время.

Молодые литераторы в феврале 2011 года организовали литературную студию «Монолит», которая очень активно развернула свою деятельность, и в настоящее время работы студийцев публикует газета «Волга», проходят встречи и литературные вечера в центральной городской библиотеке, которая любезно открыла двери молодым талантам. А первые два месяца студия формально числилась при Агентстве, собираясь в молодежном интернет- кафе. Но их просто выдавили с территории и из планов. Кому это надо?

В этом году областные чиновники по тихому приступили к похоронам и литературной премии им. Мордовиной. Сначала не нашлось места для приема рукописей. Зато чиновники срочно потребовали составить положение о премии (которая до этого уже много лет проводилась. Это как же без положения-то?). Ну, мы напряглись и составили что-то. Откровенно скажу, в процессе сбора рукописей она совершенно не понадобилась. Всю последующую организационную работу пришлось провести своими силами членам жюри. И уже на финишном этапе, когда итоги нами были подведены, и осталось напечатать сборники, определить дату вручения и достойно все это завершить, нам отказали в финансировании и этой части работы. Требовались деньги только на издание сборников и призы победителям. И это просто смешная сумма по сравнению с теми, которые затрачиваются на другие нужные и не очень мероприятия. 10-12 тыс., в которые до сих пор укладывались расходы по премии, оказались непосильными для областного правительства. Но мы не могли позволить себе обмануть наших конкурсантов, инициативная группа взяла на себя расходы на призы, сбросившись из своих карманов.

Договорились, что издание сборников и организации церемонии вручения остается за Агентством по делам молодёжи. Очень хотелось праздника для участников конкурса… Но и здесь госслужащие ухитрились скомкать сам процесс вручения премии, превратив его в унылую проформу раздачи грамот.

Лично мне, как одному из вдохновителей этого действа было глубоко стыдно перед участниками (а это, несомненно, наиболее культурная часть нашей молодежи) за тот примитив, который продемонстрировали чиновники. Ощущение, что нам сознательно перекрывают дорогу к работе над премией, возникло и осталось. Ответ на вопрос, что будет с премией на следующие годы от работников Агентства я так и не получила.

Если будет существовать премия им. Н.А.Мордовиной, значит, новые поколения молодых литераторов смогут реализоваться в качестве ее лауреатов. А также получить поддержку на самом первом этапе своего становления. И ценность явления Н.А.Мордовиной как поэта и как гражданина нашего города - подтверждать и продолжать нам, ныне живущим. К сожалению, позиция астраханской писательской организации и Агентства по делам молодежи не находит нужным признавать молодые голоса. Наверное, себе дороже!

Я хочу обратиться к строчкам Моего Учителя – Нинели Александровны Мордовиной:

«Каждый свое получает на свете, -

Город мой солнечный, благодарю!

Ты добротой мне на песню ответил,

Лотос твой цвел моему сентябрю…

Ты поделился и хлебом и делом,

Сердца коснулась живая вода.

Астрахань, Астрахань – город мой белый,

Пристанью радости ты навсегда!»

2012 год – юбилейный. 12 июля Нинели Александровне исполнилось бы 85 лет. Неужели город отметит эту дату своей талантливой землячки полным забвением?

Элеонора Татаринцева

***

МОРЯНА

Так издавна зовётся ветер с Каспийского моря, дующий вверх по долине Нижней Волги. Так называлась литературная студия, работающая с астраханской пишущей молодежью в конце 70-х – начале 80-х прошлого века под руководством Нинель Александровны Мордовиной.

Нинель Александровна никогда не давила, не навязывала своего мнения. Шел захватывающий общий разговор на языке поэзии.

От литературной студии «Моряна» веяло свежим дыханием духовной свободы в затхлом мирке провинциального города, живущего исключительно в свете решений пленумов и съездов ЦК КПСС.

Большинство студистов не строило каких-то грандиозных планов на будущее. Стихи шли от души, от сердца, вырываясь в мир, совершенно чуждый поэзии. Но в том-то и была прелесть «Моряны». Здесь начинающий поэт неожиданно ощущал, что наконец-то оказался среди СВОИХ, среди людей, которые понимали его. Нинель Александровна тоже была СВОЕЙ.

Жизнь не жестока – она равнодушна, как время, как ветер. Когда кончается чья-то жизнь, мирозданье остаётся прежним – не сотрясается землю, не разверзаются небеса… За прошедшие тридцать лет ушли из этой жизни многие моряновцы – Павел Суров, Александр Сахнов, Володя Дутляков, Закир Дакенов, Павел Морозов… Ушла из этой жизни Нинель Александровна… Но остались стихи. Но осталась память об учителе его учеников.

Н. Иванов

"Факт и компромат" № 2, 20.01.12.