Эксперты Института эффективного управления «Система» (Ростов-на-Дону) 28 октября 2010 года провели заочный круглый стол, посвященный перспективам развития Нижнего Поволжья. Эксперты были единодушны — в Нижнем Поволжье грядут значительные перемены. Они вызревают исподволь, постепенно, но уже нельзя сказать, что незаметно. Недавний визит Президента России Дмитрия Медведева в Астрахань, а также некоторые сопутствующие события, показали, каким образом будет происходить модернизация Нижневолжского анклава, включающего в себя Астраханскую, Волгоградскую области и Республику Калмыкия. Эксперты Института эффективного управления «Система» пришли к следующим выводам:
1. В Нижнем Поволжье (НП) с санкции федерального Центра формируется новая иерархия регионов. Астраханская область превращается в доминирующий политический субъект НП. Об этом свидетельствует как повышенное (политическое и бюджетное) внимание к Астрахани со стороны высших государственных руководителей РФ, так и наделение Астрахани функциями особой политической площадки.
Прежде всего, речь идет об астраханском факторе в реализации российского посреднического потенциала по Нагорно-Карабахскому вопросу (примирение Армении и Азербайджана является одним из ключевых проектов на Южном Кавказе и в Каспийском регионе), а также в иранской политике Кремля (Астраханская область является единственной немусульманской территорией выхода к побережью Каспийского моря, по акватории которого проходит граница все более сложного и напряженного российско-иранского соседства).
2. Калмыкия, в силу этнических причин, наделяется особым статусом в Нижневолжском регионе. Фиксируется фактическое положение этой республики в качестве обособленной территориально-политической единицы, в отношении которой федеральный Центр придерживается во многом уникальной стратегии. Оставаясь формально в составе анклава НП, Калмыкия в политическом и ресурсном отношении «выскальзывает» из него.
В этом есть свои плюсы и минусы для калмыцкой элиты: с одной стороны федеральная власть отказалась от идеи политических перемен в степной республики (о чем свидетельствует назначение Алексея Орлова на пост главы Калмыкии), с другой стороны, платой за консервацию элит станет отказ Москвы от реализации бюджетоемких социально-экономических проектов на территории республики.
3. Волгоградская область, на фоне Астраханской области, начинает уверенно терять позиции в Нижневолжском анклаве. Если еще в 2009 году существовали иллюзии насчет особого волгоградского потенциала в НП, способного сделать Волгоградскую область рычагом социально-политической и экономической модернизации Нижнего Поволжья, то сегодня, спустя год правления нового губернатора Анатолия Бровко, эти иллюзии развеялись окончательно.
Как и команда прежнего губернатора Николая Максюты, новая волгоградская администрация не только не смогла предложить эффективных проектов региональной модернизации, но еще и утратила политическую инициативу, лишилась перспектив достижения консенсуса областных элит. Судя по имеющимся признакам, Волгоградская область превращается в стагнирующий регион НП (похожий в этом смысле на Калмыкию). Однако, учитывая более значительную численность населения области и остроту социальных проблем, политические издержки волгоградской стагнации будут более обширные, чем в Калмыкии.
4. Таким образом, в Нижневолжском анклаве, фактически состоящем из Астраханской и Волгоградской областей, создаются условия для неравномерного развития этих регионов. Сохранение нынешних тенденций приведет лишь к обострению неравенства регионов, усилению астраханских позиций и, напротив, ослаблению волгоградских.
5. В такой ситуации может оказаться востребованной идея объединения Астраханской и Волгоградской областей — как механизм преодоления углубляющегося экономического и политического неравенства — и создание Нижневолжского края, нового субъекта РФ. При этом доминирующие, лидирующие позиции в Крае займут астраханские элиты во главе с действующим губернатором Александром Жилкиным. Очевидно, что столицей Нижневолжского края станет Астрахань.
6. Основой экономической системы Нижневолжского края станет «береговая экономика» — инфраструктура, сформированная в дельте Волги и на северном побережье Каспия. В ходе недавнего визита в Астрахань президент Дмитрий Медведев пообещал Александру Жилкину выделить дополнительные средства на расширение и углубление дельты Волги. Очевидно, что итогом этого станет создание принципиально новой портовой инфраструктуры на Каспии, в частности, модернизация порта Оля, реализация новых сырьевых и транзитных проектов на Каспийском море и на Волге.
7. Присоединение Волгоградской области к Астраханскому региону и образование Нижневолжского края позволят интегрировать судоходный Волго-Донской канал и портовую инфраструктуру Волгограда, Волжского, Калача-на-Дону и Камышина в новую «береговую экономику», тем самым, позволив начать модернизацию экономической системы на территории нынешней Волгоградской области. Такая модернизация станет выходом для волгоградского территориального сегмента, агропромышленный сектор которого в настоящее время переживает сильнейший кризис, притом, что новая администрация региона не предпринимает убедительных шагов для преодоления этого кризиса.
8. Создание Нижневолжского края с политическим центром в Астрахани представляется наиболее эффективным и перспективным инструментом модернизации экономической и политической системы нынешнего региона Нижнего Поволжья. Сегодняшние действия федерального руководства позволяют говорить о том, что подготовка к такого рода объединению уже началась.
Павел Грачев,
Politrus.ru