НЛО в советской Астрахани: только факты

Было это очень давно. В 1984 году, как и многие студенты в то время, я после первого курса Естественно-географического факультета Астраханского педагогического института, ушел служить в армию и, как и хотел, попал на Кавказ. После сержантской учебки, в небольшом грузинском городе Душети, меня распределили в Нахичеванскую АССР в горно-альпийский батальон, который базировался в Джульфе. Джульфа («Джуга» в армянском варианте) – это такой интересный город, странным образом в свое время поделенный на две части государственной границей – полгорода СССР, а полгорода Иран. Граница с Ираном проходила по горной речке с красивым названием Аракс, которая собственно и делила несчастный город пополам. Так что все жители нашей половины города естественно имели близких родственников на той стороне (т.е. «за бугром») – никто не стал их переселять в связи с дележом территории.

Но дело не в этом. Когда я и еще несколько моих сослуживцев по учебке попали в этот отдельный горно-альпийский батальон, старослужащие нас сразу, без обиняков, предупредили: «Летает тут иногда разное, всякое в небе по ночам. Не пугайтесь, ОНО не опасное – главное не вздумайте стрелять по НИМ. Попасть все равно не попадете, а если даже и попадете, то вреда им не причините, а вот отписываться за несанкционированный расход боеприпасов потом замучаетесь. Да и людей в городе перепугаете». А город, надо сказать, начинался сразу за забором части и от забора его отделял только вокзал и железнодорожные пути.

Что же там у них такое летает нам объяснять не стали – «Сами увидите... или не увидите, если повезет... лучше не видеть, зрелище жутковатое, хоть и не смертельное». Нам стало так интересно, что мы не выдержали и, набравшись смелости, спросили у отцов-командиров. Комбат и ротный не стали юлить и честно признались: «Ну, да, бывает... летает ЧТО-ТО, но мы и сами не знаем, ЧТО ЭТО ТАКОЕ». А летает ОНО, как потом выяснилось, в основном в конце весны или в начале лета, т.е. май-июнь.

И вот как-то майской теплой ночью 1985 года я стоял в карауле на смотровой вышке в парке боевой техники. Тишина, до смены караула еще полчаса, небо чистое, млечный путь как на ладони – дотянись рукой и потрогай. И вдруг боковым зрением чувствую сбоку от себя в небе какое-то легкое движение. Поворачиваю голову в сторону границы – летит, родимая! Челюсть от неожиданности «отвисла» сама собой, руки вцепились в автомат... хорошо еще с вышки не вывалился. Со стороны Тебризского перевала, прямо через государственную границу абсолютно бесшумно, на большой высоте и с большой скоростью двигался полупрозрачный сигарообразный объект! Сквозь него просвечивались звезды и при этом на нем отчетливо были видны бортовые огни и некое подобие иллюминаторов. Никаких крыльев, никакого хвоста – просто сигара.

Инверсионного следа, клубов огня, дыма или пара сзади тоже не наблюдалось. Просто быстро и плавно двигался в небе. Объект пролетел практически у меня над головой и, сделав небольшой крюк, ушел в наш «запасной район». Я отчетливо видел, как он садился за сопками на дальнем краю нашего стрельбища. Батальон подняли по тревоге и отправили искать «нарушителя».

Через полчаса нас всех неожиданно сняли с караула, и вместо нас вне очереди заступила другая рота. Оказалось, что наш начкар (начальник караула), молодой лейтенант-двухгодичник (это те, кто служил два года офицером после окончания учебы в ВУЗе), не выдержал «психологической нагрузки на молодой неокрепший организм» и начал стрелять из пистолета по движущейся цели. Естественно, что службу нести в этот день ему уже было нельзя, поэтому нас и поменяли.

Вернувшиеся из «запасного района» 2-я и 3-я роты, поднятые по тревоге, были злы и неразговорчивы – как всегда... никого и ничего!

Местные чабаны подтвердили, что «сигара» села как обычно за большой сопкой (сами они туда не суются, боятся). Что самое удивительное – даже трава нигде не примята... Но ведь все же ее видели!

Весь следующий день, приехавший, как обычно в таких ситуациях, особист из дивизии брал у всех очевидцев «интервью», как он сам выражался. Ситуация ему была знакома и обыденна и ничего нового, оказывается, мы ему не рассказали. Показания были у всех одинаковы до мелочей, кроме одного нюанса: высота полета и размеры объекта. Вот тут мнения расходились очень сильно. Кому-то «сигара» показалась метров 5 длинной и летела не выше 15 м (почему лейтенант и стал стрелять), кому-то – 15-20 м длиной и на высоте метров 100. В общем, разбег был в длине от 5 до 500 м при высоте полета от 15 до 1500 м. Как мне лично показалось, объект летел на высоте не ниже 1 км и был около 100 м в длину. Конечно же, мы все были напуганы произошедшим и, не стесняясь, об этом сказали особисту, но его фраза, брошенная нам на прощанье, лично меня не порадовала и даже очень насторожила: «Это вы еще, салаги, ВОСХОД ВТОРОЙ ЛУНЫ НЕ ВИДЕЛИ». Почему-то переспрашивать потом у старослужащих, что он имел в виду, никто не стал… и я тоже. А что переспрашивать, если и так понятно, что раз уж попали сюда, то уже не отвертеться.

Долго ждать не пришлось. Случилось это ранней осенью того же года. Была хорошая теплая погода. Приехал проверяющий из штаба армии и объявил ночные стрельбы. «Не подведите, сынки!» – напутствовал нас комроты, построив наше подразделение перед выходом на стрельбище. Когда прибыли на место (1,5 км пешком) оказалось, что вывели не только наш батальон, а и весь полк вместе с зенитчиками и ремротой. В части остались только музыканты, заступившие вместо нас в караул. Пока все выстраивались, пока зачитывали приказ о грядущих учениях, пока слушали политинформацию генерала о том, что Родина в нас верит, доверила нам оружие, и мы должны уметь с ним обращаться, от нашей меткости зависит судьба государства и т.д., перед строем выскочил заяц. Здоровый такой, наглый! Уселся, почесал за ухом и лениво поскакал в сторону огневого рубежа. У генерала (видать заядлым охотником был) сразу взыграл охотничий инстинкт: «Кто подстрелит зайца – получит генеральские часы!» – и снимает часы с руки.

Ох, зря он это сказал! Тут такая канонада началась! Ужас! Стреляли все, даже офицеры! Естественно, никто не попал. Хорошо еще до гранатометов дело не дошло – разнесли бы все стрельбище! И вот тут-то кто-то и крикнул «А луны-то две»!!!

Их действительно было ДВЕ!!! Одна была обычная, бледно-желтая, с пятнами лунных кратеров и висела там, где ей и было положено висеть в это время суток. В стороне от нее, немного повыше, над соседней сопкой висела еще одна «луна» – бледненькая, немного покрупнее, однотонно-голубоватая без разводов, но с четко очерченным контуром. Но если внимательно приглядеться, она не выглядела настоящим плотным материальным объектом, а казалась, скорее световым пятном прожектора, как солнечный зайчик, но без источника света. На полигоне воцарилась тишина. Все молча, смотрели в небо, кто-то тихо переговаривался, обсуждая эксцесс. Оказывается, много, кто об этом явлении слышал, да мало кто воочию это уже видел, кроме нескольких офицеров, в том числе и наш ротный. – Сейчас начнет увеличиваться, а потом раздвоится... – негромко сказал командир роты.

И действительно, через какое-то время диск второй «луны» начал увеличиваться в диаметре и, причем, довольно таки быстро. Плотность его при этом слабела, через него начали просвечивать звезды, и он немного раздвоился. Было такое ощущение, что где-то включили прожектор, и он стремительно удаляется от нас и пятно его света растет по мере удаления, но вот только источник этого света должен бы был располагаться на орбите Земли и удаляться в открытый космос. Круг увеличивался до тех пор, пока не занял ровно полнебосвода, раздвоенность при этом исчезла. Внутри него было значительно светлее, чем за его пределами. Граница распространения света была довольно резкой – достаточно было сделать несколько шагов вперед, и можно было читать газету. Отходишь назад – и опять ночь. Где-то через полчаса (может чуть больше) «эффект» начал таять буквально на глазах, как туман. Стрельбы были сорваны, нам дали команду «на марш» в расположение части. Мы, молча, брели в сторону казарм и постоянно оглядывались назад. У ворот КПП я оглянулся в очередной раз – позади уже опять была полная беспросветная ночь. Одинокая луна, после того «безобразия», которое мы только что наблюдали, казалось, освещает только саму себя...

Особист, на удивление, в этот раз не приехал и никого не опрашивал – вероятно, было достаточно показаний проверяющего из штаба армии.

Разговоров было на неделю, потом все как-то успокоились. Через неделю повторно провели ночные стрельбы. Все было спокойно, и мы не подвели своего старлея – отстрелялись на «отлично».

ЧТО это было такое, мы так никогда и не узнали, и больше не видели. Местные чабаны потом говорили, что такое иногда бывает (редко, но бывает – раз в 5-6 лет) и что ничего хорошего это не сулит: «Или засуха будет, или мор на отары нападет или еще что похуже...». Но плохого в тот год так ничего и не случилось, если не считать сорвавшегося со «стены» во время учений одного бойца нашего подразделения (по ошибке пристегнул карабин к «свободной» веревке вместо «основной»; побился сильно, но, слава Богу, остался жив).

К слову сказать, незадолго до этой истории со «второй луной» командир роты поведал мне о другом происшествии, не менее интригующем. Дело было в конце июля/начале августа на офицерских сборах где-то на Кавказском побережье Каспия, куда его отправили вместе с нашим комбатом и некоторыми другими офицерами части. Жили они в каком-то «санатории» с видом из окна прямо на море. На одном из утренних построений вдруг раздался сильный взрыв, море напротив них вздыбилось, и из воды, на расстоянии с полкилометра от берега, вылетел яркий огненный шар диаметром метров 30. На огромной скорости и уже абсолютно бесшумно он ушел в небо. Траектории никакой не было – просто ушел вертикально вверх, в КОСМОС! От, предшествовавшего появлению шара, взрыва, во всех прибрежных постройках повылетали стекла, в ушах стоял шум. После нескольких минут полного замешательства начальник сборов вдруг нашелся: «А вот такое вот... у нас новое вооружение появилось!». Но как-то не уверенно сказал, не убедительно... даже для самого себя...

Ну и напоследок хочу рассказать еще про одну батальонную «байку».

Был в нашем подразделении отдельный взвод, который практически постоянно нес караульную службу на выезде, где-то в горах. В расположении части они появлялись редко и ненадолго, потом опять уезжали (мы, правда, тоже в части бывали нечасто). Они так и назывались «Горный караул». С их слов, они, где-то «глубоко» в горах, охраняли скалу, обнесенную несколькими рядами колючей проволоки. Что было в скале, никто не знал, да и не хотел знать – меньше знаешь, крепче спишь. Так вот как-то в один из приездов они разоткровенничались (после наших рассказов о летающей «сигаре») и рассказали, что у них там тоже бывают непонятные явления. Так, например, иногда близ охраняемого объекта ночью появлялись маленькие светящиеся шарики, размером с теннисный мячик. Поначалу думали, что это шаровые молнии, но они никогда не приносили никому никакого вреда и никогда не взрывались. Просто летали вдоль «колючки», иногда подлетали близко к людям, и было ощущение, что ОНО смотрит на тебя. От шариков исходил теплый свет, и они негромко жужжали с легким потрескиванием. Однако от них появлялась какая-то необъяснимая тревога, и ощущение было малоприятным. Другое дело «радужные пятна» или, как их еще называли, «ночные зайчики». Это явление также наблюдалось только ночью и представляло собой световые блики на земле – «солнечные зайчики», только ночью и при полном отсутствии источника света. Блики, радужно переливаясь, свободно скользили по земле. От них не чувствовалось никакой угрозы, а даже наоборот внезапно поднималось настроение. Одна проблема – на них невозможно было наступить. Как не пытались ребята – они всегда ускользали, вернее даже не ускользали, а просто закрывались и тут же открывались где-нибудь рядом в паре метров. Эффект был, «как будто глаз моргнул».

После службы в армии я как-то рассказал все эти истории своему двоюродному брату Николаю, который служил, как оказалось, там же в Джульфе, но несколькими годами раньше (1979-1981 гг.) и не в нашей части, а непосредственно на погранзаставе. Он внимательно выслушал, и смеяться не стал, а наоборот добавил «маленькую изюминку на торт».

Однажды он заступил в наряд по охране государственной границы. Все было как обычно. Шли с нарядом вдоль контрольно-следовой полосы (КСП). «Колючка» целая, полоса не тронутая, никаких следов нарушения невидно. Вдруг прямо «перед их носом» из кустов вылетел огненный шар, как им показалось, метров 5 в диаметре. Шар взмыл в небо и стремительно исчез в облаках. Когда они с опаской подошли к кустам (а кусты, к слову сказать, были всего в 20 метрах от КСП) и осмотрели место, откуда он вылетел, то ни чего там не обнаружили, никаких следов взлета или посадки. Позже, в 1984 году (когда я уже служил в армии) Николай, будучи на Каспии с ихтиологами из КАСПНИРХа в экспедиции видел летящий над морем Y-образный объект. НЛО бесшумно парил над гладью моря и был ярко-голубого цвета. Видела вся команда.

М.В. Головачёв, «Астраханский краеведческий вестник»

© Астраханское отделение РГО

© Издатель: Сорокин Роман Васильевич

Публикуется с сокращениями