Астраханцы и жители Наримановского района бьют тревогу — на протяжении трех месяцев каждую ночь, как страшный сон, появляется дым и едкий химический запах. 17 июня удалось установить очаг возгорания — задымление провоцируют тлеющие сливные стоки бывшего АЦКК.

Однако к тушению пожара до сих пор не приступили. Поначалу жалобы посыпались в региональное управление Роспотребнадзора. По информации ведомства, было сложно идентифицировать очаг возгорания, так как весна выдалась жаркой. Вроде погасили источник горения на Фунтовском полигоне и камышовые пожары, однако жалобы от жителей правобережья все равно продолжали поступать.

«Мы предположили, что источником может быть цех по производству кормовой рыбной муки ООО ПКФ «Био-корм», который расположен на территории комбината, — поясняет руководитель регионального управления Роспотребнадзора Анатолий Ковтунов. — Провели проверку — эта версия не подтвердилась». Как утверждает депутат облдумы Олег Снегов, проживающий в районе АЦКК, проблема проявилась не вчера, запах ощущается еще с апреля, с тех пор как установилась жара. «После неоднократных попыток местные жители совместно с природоохранной прокуратурой и службой природопользования 17 июня, наконец, обнаружили источник запаха. Оказалось, что тление идет из сливных карт бывшего завода АЦКК, где когда-то для переработки древесины и камыша использовались химикаты, в частности, щелочь. Эти отходы впитались в почву. Земля парит, как от гейзеров. Мы довели информацию до сведений глав муниципальных образований и МЧС. Однако, как пояснили сотрудники МЧС, у них нет опыта локализации такого вида пожаров, похожих на торфяные, когда очаг скрыт под землей», — рассказывает депутат. Местные жители утверждают, что ситуация не улучшается. «К двум часам ночи кислород в квартире заканчивается. Я вынуждена каждую ночь вывозить детей в город, на свежий воздух. Так и проводим остаток ночи, чтобы не задохнуться. Хорошо, у меня есть автомобиль, а что делать тем, у кого нет такой возможности?», — комментирует жительница микрорайона АЦКК Вера Пахомова. По ее словам, очаг стал расширяться, земля, покрытая золой, продолжает тлеть.

«Установить виновника ситуации не представляется возможным. Это отголоски прошлого. Пока проводится проверка», — комментирует старший помощник астраханского межрайонного природоохранного прокурора Денис Круглов. В пресс-службе МЧС нам сообщили, что пока являются «наблюдателями», а проблема находится в ведении Роспотребнадзора и природоохранной прокуратуры. «Если ситуация разрастется и будет введен режим ЧС, то мы приступим к действиям, а пока это не в нашей компетенции», — пояснили спасатели.

Таким образом, проводятся проверки, совещания, а ликвидацией возгорания никто так и не занимается. Как сообщили нам во всех ведомствах, куда мы обращались, никто не знает, как и чем тушить возгорание, поскольку неизвестно, какие химикаты содержатся в сливных картах. Между тем, от смога задыхается уже Военный городок. А по данным природоохранной прокуратуры и Роспотребнадзора, во время одной из проб воздуха на правобережье превышение ПДК по бензолу составило 25,8 раза, по ксилолу — в 4,8 раза, по диоксиду серы — в 21,1 раза. По словам врачей Роспотребнадзора, местных жителей спасает только то, что сила и направление воздуха постоянно меняются, а это ведет к разбавлению концентрации ядовитых веществ. Иначе они давно бы уже отравились химикатами.

Анна Логинова,

"Горожанин" № 25, 27.06.12.