Ассоциация "Независимый общественный мониторинг" провела аналитическое исследование, посвящённое выборам: порядку выдвижения кандидатов, сбору подписей, регистрации и спланированным информационным атакам против легитимности избирательного процесса.
Выдвижение кандидатов и предоставление документов, включая собранные подписи - эти процедуры всегда сопровождаются в информационном пространстве претензиями со стороны кандидатов и партий в адрес избирательных комиссий.
Сейчас же, помимо, этого привычного действа, наблюдается целенаправленная и срежиссированная кампания по делегитимизации выборов и непризнания их результатов. Выборы депутатов Государственной Думы VIII созыва стали объектом масштабной информационной атаки, в которой участвуют как представители западных и международных НКО, так и официальные западные государственные и межгосударственные структуры, а также поддерживающие их так называемые «эксперты» и «правозащитники». Одним из элементов этой кампании стали обвинения в отсутствии конкуренции, недопущении к участию в выборах значительного числа оппозиционных кандидатов, - отмечается в докладе НОМ.
В частности, 15 июня 2021 г. Комитет Европарламента по международным делам опубликовал доклад, в котором содержится следующий вывод: «Евросоюз должен быть готов воздержаться от признания российского парламента». Таким образом, заранее западное общественное мнение готовят к мысли о возможном непризнании результатов выборов депутатов государственной думы как якобы не соответствующих принципам демократии. Одним из ключевых элементов кампании по дискредитации российского избирательного процесса является обвинение в отсутствии конкуренции, недопуске к участию в выборах оппозиционных кандидатов.
Проведенный анализ экспертов НОМ свидетельствует о том, что все отказы в регистрации кандидатов (списков кандидатов) были сделаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и явились следствием не предоставления в положенные сроки в избирательную комиссию необходимых для регистрации документов либо нарушений, выявленных в предоставленных документах, в том числе, подписях избирателей в поддержку кандидата.
Отказ в регистрации является единичным, не массовым явлением, касается относительно небольшого числа кандидатов (списков кандидатов), и не сказывается негативным образом на конкурентности избирательной кампании и легитимности результатов выборов.
Все случаи отказа основаны на невыполнении кандидатом требований закона. Подавляющее большинство отказов в регистрации связано с тем, что кандидаты «забывают» указать в заявлении информацию о своей судимости. Другими причинами для отказа, в порядке убывания, выступают ограничение в пассивном избирательном праве в связи с совершением тяжкого преступления, наличие счетов в зарубежных банках и иных активов за рубежом, наличие иностранного гражданства. Все процедуры отказа в регистрации полностью соответствуют нормам российского законодательства и не могут быть рассмотрены в качестве обстоятельств, препятствующих политической конкуренции и реализации гражданами избирательных прав.
Эксперты НОМ считают, что дальнейшее совершенствование механизмов правового регулирования порядка выдвижения, сбора подписей и регистрации кандидатов в депутаты Госдумы, очевидно, будет проходить по пути адаптации к данной процедуре новых информационно-коммуникационных технологий.
Российская Федерация в настоящее время сформировала собственную правовую основу и успешную правоприменительную практику выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты государственной думы. Созданная система основана как на положительном зарубежном опыте, так и на отечественных политико-правовых традициях и практиках. Пройденный в 1990-2020-е гг. путь позволяет говорить о сложившейся и успешно функционирующей системе.
Российская практика свидетельствует о наличии минимального количества кандидатов, которым отказано в регистрации. Как правило, это исключительные случаи, связанные с очевидным нарушением кандидатом норм российского избирательного законодательства. Не зафиксировано ни одного случая недопущения к участию в выборах по политическим мотивам. Таким образом, российская избирательная система, законодательство и сложившаяся практика, позволяют в полной мере реализовать избирательные права граждан, обеспечить должный уровень политической конкуренции, - делаются вывод в докладе «Независимого общественного мониторинга».