Новый айфон как имитации прогресса

Apple представила iPhone 15. Основные новшества «чуть шире, чуть ярче, чуть больше». 

Всё. 

Наглядная имитация прогресса. 

Существенная деталь – иссякли прорывные технологии, идет бесконечное расширение уже изобретенного. Все это, в принципе, укладывается в общую координату развития культуры (взрыв/новое – расширение/усвоение), но дело не только в этом, а в том, что непонятно, зачем и куда прорываться. Параллельно с фантастическим развитием техники и цифровых технологий все эти годы шло обмельчание целеполагания, разговоры о будущем затихали, попытки представить себе новую эпоху, на пороге которой мы стоим, почти прекратились. Масштабная техника не соответствовала мелким обывательским задачам жизни, мало того, вопрос о том, что такое жизнь с появлением цифровых дополнений к человеку стал еще более темным.

Поэтому главной задачей стало длить. Длить существование, бояться перемен и ностальгировать не по золотому веку отцов, а по приятно проведенным за шашлыком и баней выходным. Надежды на молодых рухнули – передовая Америка выбирает для уверенного прорыва в будущее деда, хватающегося за тень от дверной ручки, в Европе ситуация не лучше. Технологии тут сыграли не последнюю роль – продолжительность жизни сильно увеличивается, а значит у пожилых и старых людей будет гораздо больше власти и денег, чем у молодых хотя бы потому, что они успеют их накопить. Ахиллес опять не догонит черепаху. Скоро научатся, как в молодость, конвертировать в старость и мода на молодость пройдет окончательно.

Но двигаться вперед то нужно, демонстрировать прогресс необходимо. Поэтому растут бессмысленные изобретения. Создана система по распознаванию морд котов, экран, передающий больше цвета, чем может воспринять человек, камень-питомец, подключаемый к компьютеру ни для чего, коробка с кнопкой-переключателем «on/off», в которой ничего нет, шторка для рта, если стесняешься есть при людях, держалка для шаурмы на шею, чтобы есть без рук, авокадо-стики, симулятор шерсти для тех, у кого нет собаки, микро-шапки для пальцев, шоколад со вкусом моркови, помидор с запахом дыни... Все эти вещи появились только потому, что что есть технические возможности для их создания.

То есть технический прогресс уходит в сферу абсурда, иррациональности, которые являются естественным состоянием мира, стоящего «на грани». Зачем все это? Не надо задавать этот вопрос, действие важнее итога, хочется прогресса, но прогресса вообще, прямо как у Хармса. Известно, что в комнате Хармса, где почти ничего не было, стояла загадочная металлическая громадина:

«- Что это?! - изумленно спрашивал посетитель.

- Машина.

- Какая машина?

- Никакая. Вообще машина.

- А-а-а... откуда она у вас?

- Собрал сам! — не без гордости отвечал Хармс.

- Что же она делает?

- Ничего не делает.

- Как, ничего?

- Так, ничего.

- Зачем же она?

- Захотелось иметь дома какую-нибудь машину».

Идеальная картина происходящего, где что-то есть, но непонятно зачем, опереться на это невозможно. Семья, государство вроде бы есть, но почти нет. В культуре нет крупных форм (текстов, картин, музыкальных произведений). Сознание частичного присутствия в этой жизни, ощущение хронической социальной недостаточности – отсюда стремление к публичности, лайкам, вниманию незнакомых людей, выкладывание фотографий еды в сеть. Нет конфликта идей, не задаются сложные вопросы. Возникает феномен «полигосударства» - геополитического образования, в рамках которого может существовать сразу несколько государственных строев, не привязанных к географическим, культурным, политическим границам, с внесоциальными элитами и каждый может выбирать, к какому из этих государств принадлежать…

Любопытно ….

Борис Якеменко